ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА АУДИТА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА АУДИТА В РОССИИ

Луцык А.А. 1, Зиновьева И.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «качество аудита» возможно рассматривать как категорию, которая охарактеризовывает уровень важного и необходимого доверия к мнению аудитора со стороны клиентов.

С. М. Бычкова и Е. Ю. Итыгилова под качеством аудита понимают уровень важного и необходимого значения доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента [2].

Следовательно, качественное профессиональное мнение аудитора – это независимое и объективное мнение, укрепляющее уверенность его пользователей в совершении экономических действий. Качество аудита подразумевает ориентацию аудиторской организации на удовлетворение запросов рынка.

Проблема качества аудита в настоящее время является актуальной для всех экономически развитых стран. Это обуславливает необходимость осуществления контроля за результатами деятельности аудиторов. Более того, усиление контроля качества аудита может служить толчком к изменению общественного мнения в части надобности проведения аудита и к увеличению доверия к мнению аудиторов и к профессии в целом.

Профессия аудитора предполагает высокий уровень ответственности за качество оказываемых услуг. От качества аудиторского заключения зависят результаты решений, которые принимают пользователи информации. Собственники, инвесторы, кредиторы и общественность полагаются на мнение аудиторов, опираясь на то, что проверка проведена качественно [3].

Объектом качества аудита является аудиторская проверка, ее составляющими являются контакты с аудируемым лицом, другими организациями (проверка документов, сбор доказательств и т. д.).

Характеристики качества аудита выражаются такими качественными показателями, как профессионализм аудиторов, их независимость и добросовестность; полнота и подробность внутренней документации, которую составляют аудиторы, и внутренних стандартов; профессионализм руководства [2].

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг рассматриваются на различных уровнях:

  • аудиторской организации;

  • саморегулируемой организации аудиторов;

  • государства.

На государственном уровне разрабатывается и устанавливается система проверки качества аудита; федеральными органами осуществляется проверка качества аудиторской проверки.

Саморегулируемые организации осуществляют контроль качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, которые являются их членами самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа [1].

На уровне аудиторской организации должны быть установлены правила внутреннего контроля качества, а руководство организации и исполнители должны обеспечивать их соблюдение.

При проведении контроля аудита выделяют основные стратегические и тактические аспекты контроля качества аудиторской деятельности.

Стратегический подход направлен на наибольшее удовлетворение потребностей пользователей аудиторских услуг при наименьшем уровне себестоимости и на достижение оптимального уровня рентабельности деятельности.

Тактический подход осуществляется путем выполнения мероприятий, которые принимаются для решения стратегических целей и задач, и обеспечивает соответствие качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.

Внешний контроль качества аудита, имеет больший приоритет, чем внутренний. Для начала, он независим по отношению к управлению аудиторской организации, поэтому внутренний контроль и является более действенным; во вторых, от качества проведения внешних проверок напрямую зависит эффективность осуществления внутрифирменного контроля самих аудиторских организаций [3].

Согласно федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» предметом внешнего контроля качества является соблюдение требований законодательства РФ, а также принципа независимости, положений кодекса профессиональной этики аудиторов аудиторской организацией, индивидуальным аудитором.

Нормативными актами установлено, что плановая внешняя проверка качества аудита проводится саморегулируемыми организациями аудиторов не реже одного раза в пять лет, но и не чаще одного раза в год [1].

Итоги проведенных проверок и расходов на осуществление контроля качества аудита СРО в 2011–2016 г.г. представлены в таблице 1.

Таким образом, по данным таблицы можно с уверенностью сказать, что с каждым годом внимание к проблеме качества оказываемых аудиторских услуг возрастает.

В целом, недостатки в течении 2011–2016 г.г. были выявлены по вопросам аудиторской деятельности в следующих аспектах:

- проведение аудита бухгалтерской отчетности;

- независимость и профессиональная этика;

- составление аудиторского заключения;

- осуществление внутреннего контроля качества проводимого аудита.

Таблица 1 – Динамика проверок в рамках системы внешнего контроля качества аудита за 2011 – 2016 гг.

Саморегулируемые организации

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Количество проведенных проверок, шт.

515

577

667

611

1288

1554

в т.ч.

41

71

141

123

-

-

Институт профессиональных бухгалтеров России

281

221

224

234

335

304

Аудиторская палата России

89

168

141

136

313

625

Московская аудиторская палата

70

84

113

84

192

212

Российская коллегия аудиторов

33

33

42

34

73

88

Институт профессиональных аудиторов

-

-

-

-

292

-

Гильдия аудиторов

-

-

-

-

68

169

Аудиторская ассоциация содружество

           

Доля проведенных организацией в общем количестве, %

16

17

20

13

20

32

Доля плановых проверок в общем количестве проведенных проверок, %

93

97

98

99

99

99

Расходы аудиторских объединений на осуществление внешнего контроля качества, млн.руб.

3,9

5,7

4,5

8,2.

27,3

40,2

Меры дисциплинарного влияния приняты по результатам 41 проверки, что на 141 % выше, чем в 2012 году. В свою очередь это, может говорить о снижении качества оказываемых аудиторских услуг и о демократичности применяемых санкций к нарушителям.

Таким образом, несмотря на законодательно установленную систему контроля за качеством аудиторской деятельности, увеличение числа проводимых проверок как в абсолютном, так и в относительном выражении, качество аудиторских услуг не повышается. Данная проблема остаётся открытой и требует целенаправленных мер и решений со стороны государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 30.12.2017) «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Итыгилова Е.Ю., Бычкова С.М. Контроль качества аудита [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docplayer.ru/32800360-Elena-yurevna-itygilova-svetlana-mihaylovna-bychkova-kontrol-kachestva-audita.html

3. Зайцева О.Ю., Зиновьева И.С. Проблемы обеспечения качества аудиторской деятельности [Электронный ресурс]. – СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ-2017. IX Международная студенческая электронная научная конференция. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/2380/31344

Просмотров работы: 70