ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Оразмедова Г.М. 1, Смирнов К.А. 2
1РГПУ им. А. И. Герцена
2ПГУПС им. Александра I
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Неразвитость инфраструктуры препятствует экономическому развитию страны, негативно влияет на качество оказываемых населению услуг, снижает темпы роста предпринимательской активности. Рост инвестиций в инфраструктуру оказывает наибольшее влияние на благосостояние бедных слоев населения, чей уровень доходов с улучшением инфраструктурной обеспеченности увеличивается быстрее, чем растут общие доходы населения.

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – схема реализации инвестиционных проектов на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства. Мировая практика свидетельствует, о том, что наука и высшее образование, являясь специализированными областями деятельности, без тесного взаимодействия и интеграции между собой и с сектором экономики становятся недееспособными и теряют свою конкурентоспособность. В связи с этим, концепция ГЧП, несомненно, может быть применима к сфере высшего профессионального образования (далее – ВПО).

Федеральный закон от 13 июля 2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ) позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике [1]. Законом № 224-ФЗ устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации. С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся в основном, на основании гражданско-правовых договоров [2].

Государственно-частное партнерство является одним из наиболее распространенных инструментов привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. При этом целесообразность реализации инфраструктурного проекта в формате ГЧП оценивается применительно к каждому конкретному случаю. Государственно-частное партнерство не является «панацеей» для решения всех проблем развития инфраструктуры в стране, однако механизмы ГЧП в ряде случаев способны значительно повысить эффективность государственных расходов

Применение принципов ГЧП в отечественной сфере высшего профессионального образования является эффективным инструментом развития не только отрасли, но и региона, на территории которого реализуется ГЧП - проект, а также экономики страны в целом. Стоит подчеркнуть, что не только различные факторы влияют на развитие сотрудничества (экономическая и социальная обстановка, потребности регионов в кадрах соответствующей квалификации, правовые особенности), но и само сотрудничество оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов и страны, обеспечивая более быстрое развитие инфраструктуры ВПО и использование нововведений, достигаемое за счет управленческого опыта, финансовой поддержки и практических навыков предпринимательских структур.

Образование является одной из сфер социальной политики государства, поэтому, в связи с этим, для соответствия современным требованиям социальной ответственности бизнеса, оно должно развиваться также на основе сотрудничества государства и бизнеса. При таком партнёрстве у государства, кроме бюджетной сферы формируется развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес имеет возможность влиять на качество подготовки специалистов, а учебные заведения привлекают дополнительное финансирование. Данная концепция успешно используется в развитых странах, государство передает частному сектору функции управления различными видами хозяйственной деятельности, которые считались исключительно сферой государственной ответственности.

В отечественной практике в основном принято анализировать только взаимодействие между государством и бизнесом. Но ввиду специфики оказываемых услуг и социальной направленности деятельности высшей школы, необходимо рассматривать также влияние партнерства на общество и взаимодействие государства и бизнеса с вузами, которые являются инструментом реализации государственных функций и государственной политики в сфере ВПО, рисунок 1.

Рисунок 1 - Схема взаимодействия государства, бизнеса, вузов и общества в рамках реализации ГЧП-проектов в сфере высшего профессионального образования (потоки ресурсов).

В России государственно-частное партнерство в сфере образования представляет особую форму сотрудничества между государством и бизнесом, построенную на объединении имеющихся в их распоряжении, прежде всего, интеллектуальных ресурсов и использовании взаимных преимуществ. Цель данного партнёрства является оказание общественно значимых услуг с учетом взаимной дополнительной выгоды на основе заранее просчитанных рисков. При этом наиболее перспективные направления развития ГЧП в ВПО представляют собой создание бизнес-инкубаторов и технологических парков на базе вузов, а также фондов целевого капитала, т.к. они позволяют привлечь дополнительные финансовые и людские ресурсы в высшую школу.

Основными преимуществами государственно-частного партнерства для организаций профессионального образования являются:

- дополнительные возможности для финансирования, развития и укрепления материально-технической базы;

- ориентированность на изменения потребностей в специалистах со стороны работодателей  более эффективное взаимодействие в системе «образование – бизнес» с целью формирования качественно нового уровня знаний;

- соответствие качества подготовки выпускников компетенциям и требованиям, предъявляемым работодателями;

- участие государственно-частных партнеров в организации практики студентов и трудоустройстве молодых специалистов, предоставлении первого рабочего места.

Большим преимуществом ГЧП-проектов перед другими формами сотрудничества государства и бизнеса является тот факт, что все условия, касающиеся качества услуг, предоставляемых частным партнером, а также требования к безопасности обучающихся оговариваются сторонами заранее и детально прописываются в договоре.

Кроме того, подобные договоры носят, как правило, долгосрочный характер – от 10 до 30 лет, – что значительно повышает предсказуемость, а соответственно, и инвестиционную привлекательность проекта для частного инвестора. В результате частный капитал обеспечивает возможность развития и поддержания инфраструктуры даже при снижении (или полного отсутствия) бюджетного финансирования, сохраняя при этом возможность извлечь максимальную коммерческую прибыль для себя.

Однако, несмотря на все преимущества, следует признать, что среди отраслей, в которых традиционно применяются механизмы ГЧП, образование является далеко не самой популярной сферой. Не только в России, но и в мировой практике частные инвесторы достаточно неохотно финансируют соответствующие проекты. Это объясняется целым рядом причин как со стороны частного партнера, так и со стороны образовательного учреждения. Главным ограничением со стороны бизнеса выступает фактор невысокой стоимости проектов в образовании по сравнению с другими традиционными сферами применения механизмов ГЧП. Кроме того, инвестирование в государственное образовательное учреждение, как правило, сопровождается большим количеством дополнительных условий и ограничений. С точки зрения бизнеса намного привлекательнее вложение в создание и поддержание полностью коммерческого учебного заведения, даже если это требует бόльших финансовых ресурсов.

Усугубляет ситуацию и зависимость рынка образовательных услуг от демографической ситуации в стране. Например, особенностью российской половозрастной структуры является ярко выраженная цикличность, когда снижение и повышение темпов рождаемости сменяют друг друга через поколение. Так, на протяжении долгого времени спрос на образовательные услуги был низок из-за низких показателей рождаемости. В тоже время многочисленные детские сады и школы, построенные во время последнего всплеска рождаемости, рискуют остаться невостребованными в ближайшем будущем. Все это ведет к снижению заинтересованности бизнеса в долгосрочных коммерческих вложениях в данную сферу. Проблемы, которые сдерживают эффективное развитие ГЧП в образовании:

- выбор проектов для поддержки и развития;

- недостаточное финансирование проектов;

- завышенная стоимость проектов;

- коррупция

Причиной появления спроса на сотрудничество с частными партнерами стали реформы в сфере образования, массово начавшиеся еще в 2011 году, направленные на реорганизацию структурных подразделений. В России реализуется ряд успешных проектов ГЧП в образовании, в т.ч. в Ханты-Мансийском автономном округе, г.Санкт-Петербурге, г.Москве и Московской области. Например, в 2011 г. на основе государственно-частного партнерства по результатам итогов открытого конкурса были заключены соглашения о создании и эксплуатации зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района г.Санкт - Петербурга. В Московской области, благодаря сотрудничеству с «Ростелеком» и «Дневник.ру», была запущена уникальная информационная система мониторинга и учёта достижений школьников – «Школьный портал». Практика ГЧП показала, что бизнес непосредственно заинтересован в поддержке образования.

Таким образом, в целом государственно-частное партнёрство в образовании является одним из способов повышения качества образования, что отвечает запросам общества. На наш взгляд, привлечение специализированных частных компаний и заключение контрактов государственно-частного партнерства - логичный и оправданный шаг со стороны заказчика в современных условиях бизнеса. Ведь, как известно, только рынок рождает здоровую конкуренцию, которая в свою очередь улучшает качество и сервис.

Библиографический список

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».

2. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.11.2016).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.11.14 г. М.: Законы и кодексы, 2014. 608 с.

4. Федеральный закон № 224-ФЗ РФ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (принят Гос. Думой 01.07.2015).

5. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно- частного партнерства // Государственно-частное партнерство в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ppprussia.ru/analitica/item-1.html (Дата обращения 19.03.2016).

6. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/privgovpartnerdev/

7. Государственно-частное партнерство в России (ГЧП): закон, принципы, механизмы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investrb.com/articles/ Gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-GChP.php 6. Мантуленко А.В. Государственно-частное партнерство в образовании. Вестник СамГУ. 2014, №8(119). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.ssu.samara.ru/tgt/2014_08_184.pdf

8. Шевёлкина К.Л. Государственно-частное партнерство: региональный аспект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/163708.html

9. Практический анализ современных механизмов государственно- частного партнерства в зарубежных странах или как реализовать ГЧП в России? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.council.gov.ru /files/journalsf/item/20090925133219.pdf

10. Анализ существующих проблем развития ГЧП в России и разработка рекомендаций по их решению // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=15553

Просмотров работы: 1816