СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соловьёва И.А. 1, Типальчук А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об обра­зовании в Российской Федерации» (далее Закон) вопросы дополнительного образования де­тей упоминаются в главах № 1, 2, 6, 10, 11 и др. Глава № 10 полностью посвящена дополни­тельному образованию. Закон устанавливает понятие и цели дополнительного образования, место дополнительного образования детей в структуре системы образования РФ, виды, под­виды дополнительного образования, разновидности дополнительных образовательных про­грамм, типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнитель­ного образования детей, гарантии на доступность дополнительного образования.

В Законе дополнительное образование определяется как вид образования, который на­правлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интел­лектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, ко­торый не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2). Дополнительное об­разование - единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования.

Дополнительное образование занимает важное место в системе непрерывного образо­вания и структуре образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное образова­ние детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование (Рисунок 1).

Рис. 1. Подвиды дополнительного образования.

Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополни­тельное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современ­ной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей до­полнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся. Обучаю­щие в системе дополнительного образования детей и взрослых - дети в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане РФ (Рисунок 2).

Рис. 2. Дополнительное образование как часть непрерывного образования.

Законом определены цели дополнительного образования детей и взрослых:

1) формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,

2) удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и фи­зическом совершенствовании,

3) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,

4) укрепление здоровья и организацию их свободного времени.

Дополнительное образование должно решать задачи адаптации детей в обществе, профес­сиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей, реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (гл. 10, ст. 75). Цели и за­дачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личност­ное и профессиональное самоопределение обучающихся - детей и взрослых.

Теоретический анализ позволил выделить следующие проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования детей:

- трудоемкость реализации идей интеграции, недостаточная координация и согласованность между структурами, занимающимися вопросами дополнительного образования детей;

- кадровые проблемы: нехватка квалифицированных специалистов по некоторым направлениям дополнительного образования детей, отсутствие подготовки кадров в системе высшего образования; недостаточное материальное стимулирование кадров дополнительного образования детей;

- недостаточная изученность социального заказа на дополнительное образование детей, отсутствие технологий его изучения, невозможность полного удовлетворения известного социального заказа детей из-за нехватки кадров, неразвитости материальной базы;

- система дополнительного образования недостаточно разнообразна, расположение учреждений дополнительного образования детей не всегда удобно для детей и родителей, удаленность сельских школ от учреждений дополнительного образования;

- невозможность введения платных дополнительных образовательных услуг в связи с низким материальным положением семей.

Контекстный анализ современной системы дополнительного образования в теории и практике позволил нам обобщить и рассматривать следующие группы проблем системы дополнительного образования детей:

Группа социально-имиджевых проблем, включает в себя проблемы интеграции дополнительного образования; развития в системе социального партнерства; применение имиджевых технологий; расширения полномочий родителей и общественных организаций в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования детей.

Группа приоритетно ориентированных проблем основанная на аналитике контингента, его потребностей, включение в систему групп, нуждающихся в социально-педагогической поддержке (подростки группы риска, одаренные, дети-инвалиды и др.).

Группа содержательно-методических проблем, заключающаяся в противоречиях между традиционными формами преподавания и новыми привлекательными возможностями досуга, инновационными технологиями и формами организации образовательной среды; проблема оценки результативности образовательно-воспитательной деятельности; а так же между требованиями к уровню квалификации педагога дополнительного образования и возможностям его профессиональной подготовки.

Группа организационно-финансовых проблем определяющая финансирование, аттестацию, включение платных услуг, распределение учреждений территориально и пр.

На современном этапе развития системы образования существуют следующие основные документы, направленные на модернизацию дополнительного образования детей:

Концепция развития дополнительного образования детей.

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образования для детей».

Вкратце охарактеризуем эти документы.

4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1726-р утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей (далее — Концепция). Данный документ носит методологический характер, определяет общий замысел развития одной из важнейших сфер российского образования в соответствии с задачами государственной политики, обозначенными в Указах Президента России 2012 года (№ 597 и № 599) и Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р).

Концепция делает акцент на миссии дополнительного образования и необходимости общественного признания его ценностного статуса в современном российском обществе.В ней не только с новыми акцентами трактуется роль дополнительного образования, но и в систематизированном виде представлены основные направления его модернизации, затрагивающие как систему образования, так и другие связанные с ним области жизнедеятельности социума.

Данное в Концепции описание дополнительного образования базируется на его основополагающих характеристиках как особого вида образования, содержащихся в Законе «Об образовании в Российской Федерации», является их прямым продолжением. При этом если в Законе внимание акцентируется на его сущностных параметрах и форматах реализации в парадигме непрерывного образования; в Концепции на первый план выходит ценностный аспект: анализируются статусно-ролевые характеристики дополнительного образования в контексте модернизации образования, а также свойственный ему личностно-развивающий потенциал, обусловленный его качественной определенностью как персонифицированного, вариативного образования и отличительными особенностями в организации образовательной деятельности.

По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 ноября 2016 года был утверждён паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Ключевая цель проекта – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественно-научным программам. Главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом регионе Российской Федерации современных региональных систем дополнительного образования детей.

Срок реализации данного проекта с 2017 года по 2025 год (включительно).

В результате реализации проекта во всех субъектах Российской Федерации заработают современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей, при этом эти программы будут учитывать как интересы детей и их родителей, так и потребности социально-экономического и технологического развития страны.

В 2018 году планируется переоснастить порядка 400 тыс. учебных мест дополнительного образования, из них 150 тыс. в сельской местности, а к 2025 году – более 1,8 млн. учебных мест, из них 600 тыс. в сельской местности.

Уже в 2019 году программами дополнительного образования будет охвачено на 1,5 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет больше, чем в 2017 году.

В каждом субъекте Федерации будет работать модельный центр дополнительного образования детей, а на федеральном уровне будет создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам. С его помощью родители смогут выбрать образовательные программы сообразно стремлениям, уровню подготовки и способностям детей; в том числе и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, будет создана система многоэтапных и разноуровневых конкурсных, выставочных и других мероприятий для детей, призванная помочь выявить выдающиеся способности и мотивировать раскрывать и развивать способности каждого ребёнка, а также формировать их профессиональную ориентацию.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. Но в рамках лишь школьных предметов эта задача не решается. По этой причине в отечественном образовании выделяется тот факт, что учреждениям дополнительного образования отводится особенная роль в процессе формирования способностей и склонностей, а также профессионального и социального самоопределения подростков.

Список литературы.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Дата доступа 7.02.2018

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ Дата доступа 7.02.2018

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 №11) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216434/ Дата доступа 7.02.2018

Просмотров работы: 256