В Законе дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2). Дополнительное образование - единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования.
Дополнительное образование занимает важное место в системе непрерывного образования и структуре образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование (Рисунок 1).
Рис. 1. Подвиды дополнительного образования.
Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся. Обучающие в системе дополнительного образования детей и взрослых - дети в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане РФ (Рисунок 2).
Рис. 2. Дополнительное образование как часть непрерывного образования.
Законом определены цели дополнительного образования детей и взрослых:
1) формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
2) удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
3) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
4) укрепление здоровья и организацию их свободного времени.
Дополнительное образование должно решать задачи адаптации детей в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей, реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (гл. 10, ст. 75). Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся - детей и взрослых.
Теоретический анализ позволил выделить следующие проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования детей:
- трудоемкость реализации идей интеграции, недостаточная координация и согласованность между структурами, занимающимися вопросами дополнительного образования детей;
- кадровые проблемы: нехватка квалифицированных специалистов по некоторым направлениям дополнительного образования детей, отсутствие подготовки кадров в системе высшего образования; недостаточное материальное стимулирование кадров дополнительного образования детей;
- недостаточная изученность социального заказа на дополнительное образование детей, отсутствие технологий его изучения, невозможность полного удовлетворения известного социального заказа детей из-за нехватки кадров, неразвитости материальной базы;
- система дополнительного образования недостаточно разнообразна, расположение учреждений дополнительного образования детей не всегда удобно для детей и родителей, удаленность сельских школ от учреждений дополнительного образования;
- невозможность введения платных дополнительных образовательных услуг в связи с низким материальным положением семей.
Контекстный анализ современной системы дополнительного образования в теории и практике позволил нам обобщить и рассматривать следующие группы проблем системы дополнительного образования детей:
Группа социально-имиджевых проблем, включает в себя проблемы интеграции дополнительного образования; развития в системе социального партнерства; применение имиджевых технологий; расширения полномочий родителей и общественных организаций в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования детей.
Группа приоритетно ориентированных проблем основанная на аналитике контингента, его потребностей, включение в систему групп, нуждающихся в социально-педагогической поддержке (подростки группы риска, одаренные, дети-инвалиды и др.).
Группа содержательно-методических проблем, заключающаяся в противоречиях между традиционными формами преподавания и новыми привлекательными возможностями досуга, инновационными технологиями и формами организации образовательной среды; проблема оценки результативности образовательно-воспитательной деятельности; а так же между требованиями к уровню квалификации педагога дополнительного образования и возможностям его профессиональной подготовки.
Группа организационно-финансовых проблем определяющая финансирование, аттестацию, включение платных услуг, распределение учреждений территориально и пр.
На современном этапе развития системы образования существуют следующие основные документы, направленные на модернизацию дополнительного образования детей:
Концепция развития дополнительного образования детей.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образования для детей».
Вкратце охарактеризуем эти документы.
4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1726-р утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей (далее — Концепция). Данный документ носит методологический характер, определяет общий замысел развития одной из важнейших сфер российского образования в соответствии с задачами государственной политики, обозначенными в Указах Президента России 2012 года (№ 597 и № 599) и Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р).
Концепция делает акцент на миссии дополнительного образования и необходимости общественного признания его ценностного статуса в современном российском обществе.В ней не только с новыми акцентами трактуется роль дополнительного образования, но и в систематизированном виде представлены основные направления его модернизации, затрагивающие как систему образования, так и другие связанные с ним области жизнедеятельности социума.
Данное в Концепции описание дополнительного образования базируется на его основополагающих характеристиках как особого вида образования, содержащихся в Законе «Об образовании в Российской Федерации», является их прямым продолжением. При этом если в Законе внимание акцентируется на его сущностных параметрах и форматах реализации в парадигме непрерывного образования; в Концепции на первый план выходит ценностный аспект: анализируются статусно-ролевые характеристики дополнительного образования в контексте модернизации образования, а также свойственный ему личностно-развивающий потенциал, обусловленный его качественной определенностью как персонифицированного, вариативного образования и отличительными особенностями в организации образовательной деятельности.
По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 ноября 2016 года был утверждён паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Ключевая цель проекта – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественно-научным программам. Главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом регионе Российской Федерации современных региональных систем дополнительного образования детей.
Срок реализации данного проекта с 2017 года по 2025 год (включительно).
В результате реализации проекта во всех субъектах Российской Федерации заработают современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей, при этом эти программы будут учитывать как интересы детей и их родителей, так и потребности социально-экономического и технологического развития страны.
В 2018 году планируется переоснастить порядка 400 тыс. учебных мест дополнительного образования, из них 150 тыс. в сельской местности, а к 2025 году – более 1,8 млн. учебных мест, из них 600 тыс. в сельской местности.
Уже в 2019 году программами дополнительного образования будет охвачено на 1,5 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет больше, чем в 2017 году.
В каждом субъекте Федерации будет работать модельный центр дополнительного образования детей, а на федеральном уровне будет создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам. С его помощью родители смогут выбрать образовательные программы сообразно стремлениям, уровню подготовки и способностям детей; в том числе и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, будет создана система многоэтапных и разноуровневых конкурсных, выставочных и других мероприятий для детей, призванная помочь выявить выдающиеся способности и мотивировать раскрывать и развивать способности каждого ребёнка, а также формировать их профессиональную ориентацию.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. Но в рамках лишь школьных предметов эта задача не решается. По этой причине в отечественном образовании выделяется тот факт, что учреждениям дополнительного образования отводится особенная роль в процессе формирования способностей и склонностей, а также профессионального и социального самоопределения подростков.
Список литературы.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Дата доступа 7.02.2018
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ Дата доступа 7.02.2018
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 №11) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216434/ Дата доступа 7.02.2018