ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Соловьёва И.А. 1, Гребенщикова М.И. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-политические и экономические изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, обусловили переосмысление подходов отечественной науки к формированию эффективной системы управления учреждением дополнительного образования детей, проектированию и реализации современной модели, отвечающей актуальным и перспективным требованиям всех потребителей образовательных услуг: учащихся, родителей, государства, работодателей и общества.

В настоящее время всё больше людей понимают, что именно образование позволяет им повысить свою ценность на рынке труда и увеличить свой интеллектуальный потенциал, что в свою очередь увеличивает интеллектуальный капитал общества в целом.

Представляется целесообразным остановиться на сущности образовательной услуги. Понятие «образовательная услуга» сегодня трактуется по-разному. Кто-то понимает под этим взаимодействие между производителем и потребителем, в процессе оказания и приобретения этого специфического блага. Кто-то понимает под «образовательными услугами» комплекс действий (воспитательного и обучающего характера) в учебной, научно-исследовательской, организационной и воспитательной областях. Кто-то определяет образовательную услугу как результат научно-педагогического труда, она создается с целью удовлетворения потребностей потребителя. Кто-то под образовательной услугой понимает процесс передачи определенного набора знаний, умений, навыков, компетенций, утвержденного в образовательной программе.

В большинстве работ образовательную услугу рассматривают как процесс передачи определенной информации для усвоения с целью получения определенного результата.

Мы считаем целесообразным уточнить понятие образовательной услуги в современной рыночной терминологии, что отражено на Рисунке 1.

Рис. 1.1. Образовательная услуга с точки зрения рыночной терминологии.

Несмотря на специфичность услуг образования, они имеют черты, схожие с другими отраслями нематериальной сферы.

Образовательные услуги также нематериальны, их невозможно взвесить, попробовать, трудно оценить по объективным количественным критериям. Оценка услуги как продукта субъективна. Специфика образовательных услуг в том, что им невозможно придать более осязаемую форму, например, через рекламу. Специально выпущенные рекламные каталоги, брошюры, символические атрибуты привлекут внимание к образовательному учреждению, но важнее для потребителя услуг сам процесс обучения и взаимоотношения педагогов и учащихся.

Товар-услугу невозможно производить впрок, так как он потребляется только в момент производства. Поэтому в маркетинге услуг важно, чтобы спрос на услугу точно соответствовал предложению, чтобы не было простоя в деятельности производителя услуг. На рынке образования в нашей стране наблюдается такая тенденция. Но почему-то многих она тревожит.

Процесс продажи услуги неотделим от потребителя. Он в большей мере, чем покупка товара, подвержен влиянию субъективных факторов. Поведение потребителя на рынке услуг связано со спецификой самого экономического смысла услуги. Поэтому здесь важен индивидуальный подход к клиенту. В образовательном учреждении индивидуализация обучения связана не только с формами учебной деятельности, но и с профессионализмом педагогов. Если в сфере производства эти изготовление продукта и его реализация существуют отдельно, последовательно сменяют друг друга, то в непроизводственной сфере данные две задачи неотделимы друг от друга.

В сфере услуг процесс, который создаёт услугу, так же важен для клиента, как и получаемый им результат обслуживания. Для учащихся важен не только результат обучения в виде полученных знаний и сформированных навыков, но и психологический комфорт учебного процесса.

Успешность оказания услуги и удовлетворённость потребителя связаны с индивидуальными особенностями педагога или образовательного учреждения. Поэтому потеря каждого работника может негативно отразиться на качестве предоставляемых услуг. Поиск же работника высокой квалификации может быть долгим. В сфере образовательных услуг важно сохранять кадровый потенциал и при подготовке преподавателей фокусироваться на таких навыках, которые делают услуги особенными.

В то же время существуют отличительные черты образовательных услуг, присущие только им:

1. Специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории «общественных благ». Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но, все же, сегодня большинство специалистов относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо». Другими словами, структура современных образовательных услуг неоднородна и состоит из двух неравных по объему частей:

  • общественная услуга, предоставляемая основной частью образовательных учреждений (в основном государственными);

  • необщественная, индивидуально ориентированная услуга, существование которой предусмотрено статьями 45-47 Закона РФ «Об образовании».

2. Своеобразной чертой образовательных услуг является сложность их непосредственного денежного измерения.

3. Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности учащегося.

4. Значимой особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и учащегося.

6. Образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием. Для эффективного управления системой образования крайне важно реальное привлечение всего сообщества и в частности бизнеса в виде социального партнерства.

Также наблюдается зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных учащихся и относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг.

На сегодняшний день на российском рынке предоставлен достаточно широкий спектр образовательных услуг. В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию:

  • по длительности оказания: краткосрочные — от одного дня до месяца; среднесрочные — от месяца до года; долгосрочные с различными уровнями — незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура;

  • по констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов): е получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня; без получения;

  • по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств); платные; с частичным возмещением затрат.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.

Таким образом, образовательные услуги, имеют ярко выраженную специфику, что определяет специфику выбора каналов и коммуникационных технологий их продвижения, диктует особую специфику взаимодействия с потребителями (целевыми аудиториями). Только с учетом данных особенностей возможно формирование эффективной маркетинговой политики образовательного учреждения.
Просмотров работы: 501