ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОЧНХ ПРОСТРАНСТВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОЧНХ ПРОСТРАНСТВ

Никитина В.А. 1
1Южный Федеральный Университет Академии архитектуры и искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день освещение любого общественного пространства играет ключевую роль для зрителя. Освещение помогает человеку воспринимать происходящее на поле или сцене, естественно, внимание к событию может быть привлечено только при качественном освещении. Иначе, внимание рассеивается, и желание наблюдать за участниками процесса пропадает. В 21 веке создано огромное количество световых приборов, каждый угол любого места действия освещается, зрительские места имеют отдельный нормативный уровень яркости, применяются специальные приборы.

При плохом оборудовании человек не станет смотреть на экспозицию картин или выставку скульптур, потому что именно освещение контролирует наше внимание и понимание любого произведения искусства или инженерии. Так же на любой выставке требуется акцент на главные работы, отделение второстепенных пространств, одним из способов подобного акцента является свет. Он помогает разделить пространство на главное и менее значимое. Более того, именно освещение дает человеку понять, в какую сторону двигаться, где остановится и сосредоточить внимание, а где передвигаться без остановки и дает нам понимание того, где конечная цель нашего пути.

Так же, именно свет может испортить пространство, усложнить его и испортить наше восприятие. Любое творческое решение должно быть исследовано с учетом всех значимых аспектов, что включает правильное расположение самой композиции, его освещение, размер и положение в пространстве выставки. Даже если картина выставлена в горизонтальной плоскости, она должна быть читаемой и не засвеченной.

Искусственное освещение музеев используется в большей степени, нежели естественное, в связи с негативным воздействием солнечных лучей на экспонаты и используемые материалы. Именно поэтому большее внимание уделяется конкретно искусственным осветительным приборам, не влияющим на целостность выставляемых работ. При неправильном освещении работа теряет привлекательность. Во избежание негативного влияния на экспонат, существуют определенные требования для организации правильного художественного освещения. Такие требования включают в себя определенный подбор светового потока с параметрами:

  • цветопередача;

  • мощность светового потока;

  • расстояние экспозиции от источника света.

Беря во внимание тот факт, что предметы художественного искусства приобретают свою ценность с течением времени, которое их же и разрушает, то создание музейного освещения такого рода требует высочайшего профессионализма, а также глубокого понимания в искусствознании и светотехнике.

Важной характеристикой световой среды в музейной экспозиции является плотность светового потока, падающего на зону экспозиции. Скорость старения и разрушения экспонатов прямо пропорциональна интенсивности освещения в любом спектральном диапазоне, вследствие чего эта величина подлежит строгому нормированию в музеях, а музейные работники должны знать способы ее измерения и контроля.

Степень вредного воздействия излучений на экспонаты определяется суммарной дозой световой энергии, воздействующей на них в течение всего периода освещения.

Снижения величины световой- экспозиции можно достичь за счет варьирования расписания посещений таким образом, чтобы освещение включалось только на период показа. Другой возможный метод, используемый в музейной практике, заключается в замене одних экспонатов другими, когда произведения выставляются на определенный период времени, затем на несколько месяцев убираются в запасники, а потом опять находятся в экспозиции.

Одновременно с решением вопросов освещения, как правило, должны решаться вопросы вентиляции или кондиционирования воздуха в помещениях для поддержания необходимого температурно-влажностного режима (рекомендуемые температура окружающего воздуха в экспозиционных помещениях 17-21°С и относительная влажность в среднем 50-60%).

Увеличение температуры воздуха влияет на скорость протекания фотохимических реакций. Установлено, например, что увеличение на 10°С температуры окружающей среды приблизительно вдвое увеличивает скорость повреждения произведений искусства. Температура воздуха и его характеристики взаимосвязаны и поэтому трудно отделить факторы влияния температуры и влажности в фотохимических повреждениях экспонатов.

Стоит помнить, что из-за таких требований, предъявляемых музейному освещению, стандартные методы в данной ситуации не будут приносить желаемый результат, а скорее наоборот, ускорят порчу выставляемых экспонатов. Здесь нужно учитывать не только нормы уровня освещённости, а также ГОСТы применяемого осветительного оборудования, но массу других дополнительных факторов. К примеру, при выставке картин при создании оптимального светового потока важно учитывать фактуру и цвет стен, а также архитектурные особенности самого выставочного помещения и расположение оконных проемов.

Сегодня признано, что наилучшими условиями для демонстрации произведений изобразительного искусства является помещение, лишенное возможности естественного освещения. Это связно с тем, что солнечный свет несет в себе определенную долю ультрафиолетового излучения, которое пагубно влияет на состояние художественных полотен.

Закрытое от солнечного света музейное помещение

Но в тоже время в роли хранилищ таких изделий часто выступают исторически сложившиеся здания:

  • особняки;

  • дворцовые сооружения;

  • а иногда – вокзалы.

В ситуации, когда в помещениях все же имеются окна и рекомендуется плотно закрывать или зашторивать. При этом на стекла следует наклеить специальные пленки, способные на поглощение ультрафиолетового света. Но они не могут гарантировать стопроцентного эффекта защитыПоэтому для музейных помещений и хранилищ предъявляются следующие требования:

  • жесткое соответствие новым нормам, которые в большинстве своем опираются на старые исследования;

  • создание светового потока с качественной цветопередачей;

  • высокая адаптируемость помещений к различным уровням естественного освещения;

  • устранение вредного воздействия создаваемого осветительными приборами вредного воздействия;

  • удобство и правильность размещения выставляемых экспозиций.

Только руководствуясь этими требованиями, можно создать оптимальное и качественное по своим техническим характеристикам музейное освещение.При этом все осветительное оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ.

Таким образом, для архитектора очень важно знать особенности искусственного освещения, его значение для архитектуры, в частности, для интерьера помещения. Следует подчеркнуть, что именно автор архитектурного проекта должен задумывать освещение интерьера его психологическую и архитектурно-художественную роль. Архитектор должен помнить, что после того, как создан проект здания, поздно думать о свете. Для применения даже простейших приемов его освещения (например, встроенных светильников с лампами накаливания) нужны определенные условия в данном случае подшивной потолок, который должен быть предусмотрен заранее. Для более сложных необходимо в одних случаях сравнительно большое расстояние между потолком и проемами, в других возможность устройства сильно развитых карнизов, в третьих полость в стене и т. д.

Одна из главных задач архитектуры на современном этапе развития - полнее использовать архитектурно-художественные возможности искусственного освещения для определенного восприятия интерьера.

Рис. 1 Выделение главного элемент пространства посредством освещения

Рис. 2 Влияние освещения на восприятие главного и второстепенного.

Рис. 3 Схема освещения

Рис.4 Экспозиционное освещение в музее

Рис.5 Художественная выставка

Рис.6 Выставочный зал музея

Рис.7

Рис. 8

Рис.9

Список литературы.

https://interalighting.ru/blog/2244_muzei-galerei-vystavki/

http://stroyfirm.ru/articles/artificial_lighting86.html

https://1posvetu.ru/svetodizajn/osveshhenie-muzeev.html

Просмотров работы: 105