КРАТКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КРАТКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Ашен Б.М. 1
1Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В конце XIX века в условиях стремительно развивающегося производства назревает необходимость в организации профилактических мероприятий, направленных на повышение качества труда, уменьшение числа несчастных случаев и улучшение условий рабочей обстановки. Благодаря работам инженера И.Рихтера были созданы предпосылки для появления «железнодорожной психологии». Врачи, изучавшие вопросы трудовой гигиены (Ф.Ф.Эрисман, С.М.Богословский, Е.М.Дементьев и др.), занимались поиском причин профессиональных заболеваний и способов их предотвращения.

Русский просветитель и создатель физиологической школы И.М.Сеченов обосновал приспособительную роль психики и экспериментально подтвердил гипотезу о ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления; был выдвинут принцип «активного отдыха». [16]

На рубеже XIX и XX веков получает своё развитие психогигиена. Начинают развиваться психология труда, инженерная психология, эргономика, психология здоровья. И каждое из этих направлений в качестве первостепенной задачи ставит перед собой вопросы адаптации человека в профессиональной среде. [3]

В 1968 году советский психолог, последователь В.М.Бехтерева, основоположника рефлексологии и патопсихологического направления в России, Б.Г.Ананьев употребляет словосочетание «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного настроя работников, занятых в системе «человек-человек». В 1969 году Г.Бредли (G.Bradley) говорит в своих работах о таком психологическом явлении, как выгорание. [17] [21]

И только в 1974 году Герберт Фрейденбергер (Herbert Freudenberger), вводит термин «burnout» (в переводе с английского – «выгорание»), который он использовал для описания, основанного на клиническом опыте, эмоционального истощения у волонтеров, занятых в клиниках для наркоманов. [17] [18]

Мощный негативный эффект, оказываемый эмоциональным выгоранием на профессиональную сферу человека, обращает на себя внимание исследователей в области не только психогигиены труда. Со времени введения Гербертом Фрейденбергером (Herbert Freudenberger) термина «выгорание» прошло более сорока лет, но актуальность изучения деструктивных факторов профессионализации сохраняет прежнюю сил. Более того, проблемы изучения синдрома эмоционального выгорания приобрели междисциплинарный характер, вызывая интерес исследователей в области медицины, социологии, педагогики и т.п. [1] Важно дифференцировать в англоязычных источниках термины «burnout» - собственно «выгорания» и «burn out» - имеющий отношение к шизофрении (schizophrenia). [9]

Несмотря на большое число работ, посвященных вопросам изучения СЭВ, некоторые исследователи указывают на отсутствие такой теории, которая могла бы однозначно охарактеризовать и объяснить этиологию СЭВ. Как указывает в своей работе В.Е.Орёл, «Существуют достаточно противоречивые взгляды на само определение выгорания, его структуру, механизмы возникновения, и генезис».[2]

Под синдромом эмоционального выгорания понимают дезадаптационный феномен [1], имеющий отношение к профессиональной деятельности и тенденцию к постепенному нарастанию интенсивности психоэмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. (Maslach, Jackson, 1986). СЭВ – реакция организма на неконтролируемый и длительный по времени стресс средней интенсивности. [3]. Существует и иная точка зрения, указывающая на энергосберегающий характер СЭВ. (В.В.Бойко).

В своей диссертационной работе кандидат психологических наук Умняшкина С.В. указывает на то, что имеющиеся данные касательно проблемы СЭВ являются больше результатом наблюдения практикующих специалистов, чем данными, полученными в результате экспериментальных исследований. [5]

В.В.Бойко определяет термин «эмоциональное выгорания» как не строго научный [7], но указывает на то, что «за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии» [7].

Тем не менее, на проведенной в октябре 2007 года в г.Курск (Россия) I Международно-практической конференции, посвященной обсуждению проблем исследования СЭВ, участие в которой приняли ученые из разных стран, в том числе, из Казахстана, на заключительном пленарном заседании в числе трех важных итогов «Участники конференции, объединяя и медицинский и психологический подходы, приняли решение использовать единый термин –«синдром выгорания» – без каких-либо уточняющих прилагательных, тем самым подчеркивая, что данный феномен встречается только у профессионалов в коммуникативной сфере». [1]

С момента описания в 1974 Г. Фрейденбергером постепенно нарастающих негативных изменений в психическом и эмоциональном состоянии обследуемых работников психиатрической больницы, когда появился новый взгляд на дистресс, связанный с профессиональной деятельностью, и по настоящее время, было проведено большое число исследований и накоплен опыт в диагностике, профилактике и лечении СЭВ работников различных специальностей. Если первые исследования указывали на профессии «субъект-субъектного» типа [1], как наиболее уязвимые для развития СЭВ, то к середине 90-х годов прошлого века проблемы синдрома выгорания становятся предметом рассмотрения в профессиях «несоциального» типа – военнослужащие, офисные работники, программисты и т.д. Имеются исследования, указывающие на различия в степени интенсивности проявления СЭВ у работников «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» профессий [10], что еще раз говорит о важности всестороннего изучения синдрома выгорания.

В 1976 году К.Маслач (Christina Maslach) в совместной работе с С.Джексон ( Susan E. Jackson) разработали трехфакторную модель СЭВ, которая легла в основу психодиагностического инструментаMBI (The Maslach Burnout Inventory). [11]

На сегодняшний день трехфакторная модель является наиболее популярной в работе с синдромом выгорания. И, по нашему мнению, популярность опросника MBI, и, по праву,заслуженный авторитет его автора, К.Маслач, сыграли отчасти роль «ограничителя» для рассмотрения СЭВ не только с позиции профессиональной деструкции, но в более широком контексте.

Согласно данной модели, СЭВ представляет собой симптомокомплекс, включающий в себя: эмоциональное истощение (emotional exhaustion), деперсонализацию (depersonalization) и редукцию персональных достижений (reduced personal accomplishment). Эмоциональное истощение представляет собой состояние бессилия и опустошенности, снижение эмоционального тонуса. Деперсонализация – дегуманизация отношений с окружающими людьми. Редукция персональных достижений – как негативное отношение к результатам своей трудовой деятельности, выраженное нежелание прикладывать усилия для профессионального развития. [3]

Существующая однофакторная модель основным компонентом в структуре эмоционального выгорания определяет истощение, затрагивающеекогнитивную, эмоциональную и физическую сферы. Авторы данной модели А.Пайнс и И.Аронсон (Pines, Aronson) (1988) считают деперсонализацию и редукцию персональных достижений только результатом нервно- психологического истощения, следствием купирования стресса и когнитивно-эмоционального «выгорания». [12]

В структуру двухфакторной модели выгорания голландские исследователи Д. Диeрендонк, В. Шауфели, X. Сиксма (Dirk van Dierendonck, Wilmar B.Shaufeli, Sixma, 1994) включили деперсонализацию и эмоциональное истощение. В данной модели эмоциональное истощение представляет собой аффективный компонент, а деперсонализация в равной степени может выражаться как в негативном отношении к реципиентам, так и к себе. [3]

В четырехфакторной модели эмоционального выгорания авторы выделяют эмоциональное истощение, редукцию персональных достижений, деперсонализацию, как негативное отношение к профессиональной деятельности и деперсонализацию, как отрицательную реакцию на контакт с реципиентами. (E. Iwanicki, R. Schwab 1981; G. Firth, A. Mims, 1985) [12]

Концепция выгорания, представленная А.Меламед (Модель Shirom-Melamed), так же указывает на поликомпонентную структуру СЭВ, представляющую собой сочетание физической усталости, эмоционального истощения и когнитивной усталости. [19]

Процессуальная модель СЭВ (Б.Перлман и Е.Хартман (Baron Perlman, E.Alan Hartman)) (Рис.1) акцентирует внимание на динамическом характере выгорания: это протекающий во времени и с нарастающей интенсивностью процесс, фазами которого являются психофизиологические изменения (физическое истощение), аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация) и ярко выраженные симптомы преодолевающего поведения (избегание профессиональных обязанностей, сокращение времени общения с клиентами, абсентеизм). [13] [3]

Рис.1. Модель профессионального стресса и выгорания Б.Перлмана и Е.Хартмана (Baron Perlman, E.Alan Hartman, 1982). [3]

Согласно динамической многокомпонентной модели М.Буриша (М.Burish, 1994) характерными для эмоционального выгорания стадиями являются: предупреждающая фаза (чрезмерное участие и истощение); фаза снижения уровня собственного участия (цинизм, отсутствие эмпатии к коллегам и клиентам, чрезмерная материальная заинтересованность); фаза аффективных реакций (депрессия, агрессия); фаза деструктивного поведения; фаза проявления психосоматических реакций и снижения иммунитета; фаза разочарования и отрицательной жизненной установки. [3]

Эмоциональное выгорания как динамический процесс рассматривает и ряд других авторов:

Р.Т.Голембиевский, Р.Ф.Мунзенридер - три степени и восемь фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей трех компонентов по методике C. Maslach - MBI. Дж. Гринберг- Выгорание - пятиступенчатый прогрессирующий процесс с нарастанием степени выраженности проявлений с течением времени. В.В. Бойко- За основу развития выгорания принята концепция развития стресса. Выделяется три фазы, в каждой из которых по четыре симптома. [14]

Существуют различные исследовательские позиции в вопросе причин формирования эмоционального выгорания. Традиционно к детерминантам развития эмоционального выгорания относят объективные и субъективные факторы.

На основе проведенного теоретического анализа В.Е.Орел предлагает следующую рабочую схему факторов: (Таблица 1)

Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на выгорание [13]

Индивидуальные факторы

Организационные факторы

Социально-демографические

Условия работы

Возраст

Рабочие перегрузки

Пол

Дефицит времени

Уровень образования

Продолжительность рабочего дня

Семейное положение

 

Стаж работы

 

Личностные особенности

Содержание труда

Выносливость

Число клиентов

Локус контроля

Острота их проблем

Стиль сопротивления

Глубина контакта с клиентом

Самооценка

Участие в принятии решений

Нейротизм (тревожность)

Обратная связь

Экстраверсия

 

По мнению В.Бойко к факторам, влияющим на формирование эмоционального выгорания, относятся:

-Длительная по продолжительности и напряженная психоэмоциональная деятельность;

-Дестабилизирующая организация деятельности;

-Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;

-Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;

-Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения;

-Склонность к эмоциональной ригидности;

-Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;

-Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

-Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Согласно точке зрения В.Бойко, эмоциональное выгорание, наряду с деструктивным характером, имеет и функциональную сторону, так как способствует экономному расходованию внутренних ресурсов посредством полного или частичного исключения эмоций.[7]

Согласно модели профессионального стресса и выгорания Б.Перлмана и Е.Хартмана (Baron Perlman, E.Alan Hartman, 1982), к наиболее значимым факторам развития СЭВ относятся (Рис.2):

Рис.2. Переменные, значимо связанные с выгоранием: [3]

Характеристики организации

Организационные аспекты

Ролевые характеристики

Индивидуальные характеристики

Результат

-загруженность

-формализация

-текучесть кадров

-число работников

-руководство

-коммуникации

-поддержка сотрудников

-правила и процедуры

-инновации

-административная поддержка

-автономность

-включенность в работу

-подчиненность

-рабочий прессинг

-обратная связь

-достижения

-значимость

-поддержка семьи/друзей

-пол

-возраст

-стаж

-сила«Я-концепции»

-удовлетворенность

-уход с работы

К. Маслач к факторам развития синдрома выгорания относит:

-индивидуальный предел нашего «эмоционального Я», способного противостоять истощению;

-психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

-негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия. [3]

Описанные модели выгорания, при наличии в своей структуре одинаковых компонентов, указывают на отсутствие единой точки зрения как на определение эмоционального выгорания, так и на механизмы его развития. Нет однозначного мнения и в вопросе последствий изучаемого синдрома: одни данные говорят о том, что, оказывая влияние на все подструктуры, выгорание являет собой полный регресс профессионального развития[1]. В то же время ряд исследователей имеет более оптимистичный взгляд на вопрос обратимости СЭВ. [3]

По нашему мнению, существует необходимость в дифференцировании либо интегрировании синдрома выгорания с такими психологическими категориями, как стресс, адаптационный синдром, профессиональная трансформация, депрессия, хроническая усталость, «синдром менеджера» и ряд других.

Очень интересными и перспективными являются исследовательские труды, рассматривающие СЭВ в качестве самостоятельного феномена, не ограниченного только сферой профессионального влияния.

Важным этапом в изучении СЭВ становится рассмотрение данного феномена в качестве экзистенционального явления. Е.В.Ермакова отмечает, что выявление причин возникновения выгорания невозможно без изучения ценностно-смысловой сферы личности. [11] Проблема выгорания является следствием поиска смысла жизни (А.Пайнс). Благодаря выходу «за рамки интерперсонального подхода» появляется возможности подойти в определенной степени инструментально одинаково к различным профессиям. [2][9]. Имеются данные, указывающие на возможность применения концепции выгорания при работе с супружескими парами, изучении последствий политических конфликтов (А.Пайнс). Проведенные исследования указывают на возможность применения опросника SMBM, составленного на основе концепции выгорание Меламед, для оценки выгорания при наличии истощения на фоне стресса. [17]

В 1992 году Британская Медицинская Ассоциация в качестве проявлений последствий затяжного рабочего стресса у медицинских работников выделила нарастающее желание сменить род деятельности по причине разочарования в профессии, ухудшение эмоционально-психологического фона, увеличение количества потребляемого алкоголя и психостимулирующих веществ. [6]

В 1994 году английский психиатр Emmy Van Deurzen Smith в своей вступительной речи на ежегодном заседании Samaritan Institute (Денвер, Колорадо.США) рассказала о пережитом ею отчаянии, едва не завершившимся суицидом в молодом возрасте, и о том, как это способствовало ее самоидентификации с пациентами и мотивации к последующей работе. 1200 присутствующих делегатов ответили, стоя, овациями. [6] [20]

Эти и многие другие примеры говорят об актуальности изучения синдрома эмоционального выгорания.

Важнейшим показателем социально зрелой личности является профессиональная деятельность человека. Именно трудовая деятельность отдельно взятого индивида является составной частью экономического благополучия государства. Нахождение путей преодоления профессиональных деструкций, которые способны выводить человека из рядов рабочей силы, тем самым нанося урон производству и экономике, в целом, и выявление оптимальных условий для пролонгирования трудоспособного периода профессиональной деятельности, - есть и должны оставаться приоритетными задачами и в масштабах государства, и отдельно взятого производства. Очевидной является необходимость уделять особое внимание вопросам как физического, так и психологического здоровья специалистов. «Руководители, принимая на работу сотрудников, должны рассматривать персонал как свой наиболее ценный ресурс и очень заботиться о том, чтобы его сохранить». (Aveline (1995)).[6]

Ранняя диагностика, профилактика и плановые мероприятия по выявлению симптомов способны ликвидировать вред, наносимый СЭВ психическому и физическому здоровью человека, благополучие которого напрямую влияет на благополучие общества, в целом.

Термин «выгорание» в трактовке Г. Фрейденбергера (Herbert Freudenberger) был заимствован из разговорной речи наркозависимых больных для обозначения последствий хронического злоупотребления наркотиками. [17] Тот факт, что для объединения симптомов профессиональной деструкции использовали столь "жёсткое" по свое изначальному значению слово, говорит о необходимости сделать всё возможное, чтобы жизнедеятельность человека не была ассоциирована со злоупотреблением.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова ; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. – 336 с. – ISBN 978-5-88313-641-1

  2. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. дис. док. психол. наук. Ярославль, 2005. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/forauthors/ref/diss.html

  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания диагностика и профилактика Текст./ Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Изд. С.-Петерб. Питер, 2005.86 -217с.

  4. Чуркин А.А. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии / А.А. Чуркин, А.Н. Матюшов. – М: Триада Х, 1999. – 232 с.

  5. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Автореф. дис. канд. психол. наук. Томск, 2001. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-kak-problema-samoaktualizatsii-lichnosti-v-sfere-pomogayus

  6. Glenn A.Roberts. Prevention of burn-out.// Advances in Psychiatric Treatment (1997), vol. 3, pp. 282-289. - Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.941.9106&rep=rep1&type=pdf

  7. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.–Режим_доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/boyko/0/j24.html

  8. Е. Фоминых. Синдром выгорания у врачей, оказывающих психиатрическую помощь// «Вестник психоанализа». - 2011. - № 1. - С. 169-172. – Режим доступа: http://www.analitik-nn.ru/texts/Fominykh_burnout.html

  9. Ф.С.Муфтахова. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях// «Вестник Башкирского университета». – 2009. Т.14.- №1. – с. 290-293. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-problemy-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-i-povedenie-preodoleniya-v-stressovyh-situatsiyah

  10. Картавая Е.С. Специфика структуры психического выгорания в профессиях субъект-субъектного и субъект-объектного типа: Автореф. дис. док. психол. наук. Ярославль, 2009. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/spetsifika-struktury-psikhicheskogo-vygoraniya-v-professiyakh-subekt-subektnogo-i-subekt-obe

  11. Е. В. Ермакова. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Московский городской психолого-педагогический университет. PsyJournals.ru. – 2010. - PsyJournals.ru. – с. 27-39. – Режим доступа: file:///C:/Users/Acer/Downloads/KIP_2010_1_Ermakova%20(1).pdf

  12. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. – 2014. - №1(13). – с. 55-62. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-i-struktura-professionalnyh-deformatsiy

  13. B. Perlman, E.Alan Hartman. Burnout: Summary and Future Research.//Human relations. – 1982. – Vol. 35, Number 4. –pp. 283-305.- Режим доступа: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/001872678203500402

  14. Трущенко М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 1-8. Режим доступа: http://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2658/

  15. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 3. - 2001.- Режим доступа: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2901

  16. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с. ISBN 5-7695-1717-4

  17. К.В. Кмить, Ю.В. Попов. Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - № 3. – 2013. – Режим доступа: http://psychiatr.ru/files/magazines/2013_09_obozr_590.pdf

  18. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of social Issues. – 1974. – Vol. 30. – P. 159–165. – Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x/pdf

  19. Аsa Lundgren-Nilsson, Ingibjörg H Jonsdottir, Julie Pallant and Gunnar Ahlborg Jr. Internal construct validity of the Shirom-Melamed Burnout Questionnaire (SMBQ). // BMC Public Health. – 2012. – 12:1. –DOI: 10.1186/1471-2458-12-1. Режим доступа: http://bmcpublichealth.biomedcentral.com/articles/10.1186/1471-2458-12-1
  20. Emmy Van Deurzen Smith [Электронный ресурс]. Biography of Emmy van Deurzen. // about Emmy's life and writings. – Режим доступа: http://www.emmyvandeurzen.com/?page_id=50

  21. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

Просмотров работы: 3311