ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Маяков М.А. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал Финуниверситета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Монополия (греч. Monos - один, poleo - продаю) – единственный на рынке продавец товара, не имеющего близких товаров- заменителей.

Чистая монополия - одна из трех рыночных структур несовершенной конкуренции. Среди остальных, является наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции. У всех структур несовершенной конкуренции есть как общие признаки, так и свои особенности.

Общие особенности таких рыночных структур:

  1. Предельный доход становится ниже цены единицы продукции.

  2. Неравенство объема производства фирмы в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с совершенной.

  3. Изменение условий равновесия фирмы.

  4. Существование монопольной власти.

  5. Наличие ценовой дискриминации.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы. Все отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Считается, что существование предпринимательских монополий снижает экономическую эффективность отрасли потому, что когда в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм разрушает рыночные механизмы, так как ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологий производства и препятствует появлению новых капиталов в производстве. Поэтому государство берет на себя функцию контроля деятельности монополий.

Проблема монополий актуальна и в настоящее время. Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Целью моей работы является изучение видов монополистических объединений.

1. Основные классификации

Существуют различные виды монополий, которые можно классифицировать тремя основными способами.

  1.  
    1. Естественная монополия

Естественная монополия – отрасль, в которой конкуренция вредна потому, что действие положительного эффекта масштаба довольно сильно, и наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере.

Естественной монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, нефть, газ и т.п.). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (ЖД транспорт, ВПК и т.д.). Наличие естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Еще одной особенностью естественных монополий является наличие относительно высоких барьеров для вхождения в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для входа в отрасль. Общество обычно просто не может выдержать второго такого производителя (в связи со значительными постоянными затратами). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к полному объему внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В российском законодательстве предусмотрена и регулируется деятельность следующих видов естественных монополий в сферах:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) железнодорожные перевозки;

4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

6) услуги по передаче электрической энергии;

7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8) услуги по передаче тепловой энергии;

9) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Отличительная черта естественных монополий – наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения средних издержек по мере увеличения объёмов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

1.2. Легальная монополия

Легальная (законная) монополия – монополия, образованная на законных основаниях.

К легальным монополиям можно причислить следующие формы монополистических организаций:

1) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

2) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода.

3) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

1.3. Искусственная монополия

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.

Картель – союз нескольких предприятий одной промышленной отрасли, при котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и других факторов.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а продукция реализуется как общая через созданную для этого контору.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть дохода.

Концерн − финансово-промышленная группа фирм. Характерная черта концерна состоит в сохранении хозяйственной и юридической автономии фирм-участниц, но с учётом координации со стороны главенствующих финансовых структур. Как правило, фирмы-участницы, входящие в концерн, соединяют не только экономические ресурсы, но и маркетинговые усилия. Главным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других разнообразных ресурсов.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями, базирующееся на установлении между ними экономических и финансовых взаимодействий. Как правило, ФПГ имеет форму коммерческой организации.

  1. Другие классификации

Также монополии можно различать, опираясь на другие параметры, такие как способ ценообразования, характер возникновения, форма собственности и т.д.

  1.  
    1. По форме собственности

По форме собственности выделяют два типа монополий: государственную и частную.

Частная монополия добивается в ходе хозяйственной и экономической деятельности целей, вытекающих из интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением преимуществ и укреплением положения на рынке, увеличением эффективности функционирования, обеспечением в перспективе удобных условий для деятельности.

Особенностью государственной монополии является то, что ее деятельность контролируется и регулируется определенными органами власти, имеющими полномочия государства, которые защищают интересы потребителей и общества. Как правило, контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта и т.д.

  1.  
    1. По способу ценообразования

Квазимонополия буквально означает «как бы монополия». Это ситуация на рынке, когда в какой-либо сфере деятельности есть единственный крупный производитель и множество маленьких фирм. При этом крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает цену, которая дает ему максимум прибыли. За ним закрепляется ведущая роль в ценообразовании. Мелкие же производители не могут изменить цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и принимают ее как заданную извне.

Монопсония – ситуация на рынке, когда в роли монополиста выступает покупатель. Монопсония представляет собой такую модель рынка, при которой какой-либо товар производится несколькими конкурирующими изготовителями при наличии одного покупателя. Примером может служить монополия государства на приобретение военной техники. В условиях монопсонии покупатель имеет большую власть над ценами, т.е. он сам устанавливает закупочную цену, на которую ориентируются производители.

Кроме того, возможна также и двухсторонняя монополия – ситуация, когда каждый субъект торговой сделки (как продавец, так и покупатель) является монополистом.

  1.  
    1. По характеру возникновения

По характеру возникновения монополии бывают технологические, организационные и экономические.

Организационная монополия возникает в результате соглашений и договоренностей между хозяйствующими субъектами и существует в виде картелей, синдикатов, конгломератов и т.п. Такая монополия не является юридически оформленной, но в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка есть общая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и т.д.).

Технологическая монополия появляется обычно при наличии уникальных продуктов, технологий производства или при ограниченности спроса. Длительность существования подобных монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и наличия или появления товаров-заменителей.

Экономическая монополия возникает при заключении сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, запускает процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.

  1.  
    1. По видам

По видам выделяют открытую и закрытую монополию.

Закрытая монополия − эксклюзивное право на разработку, производство, импорт - экспорт каких-либо товаров или оказание определенных услуг, предоставленное государством. В данном случае, предприятию-монополисту предоставляются:

свидетельство, дающее право пользования изобретением, определенный род деятельности, связанный с добычей, изготовлением, реализацией какого-либо товара или оказания каких-либо услуг;

регистрационный документ на торговый знак (то есть использование уникального изображения, названия, символики), который обеспечивает идентификацию продукции или компании в целом и не может быть использован другими фирмами.

Открытая монополия − единственный продавец какого - либо товара на рынке, не имеющий специальной защиты от конкуренции, например, патента.

  1.  
    1. Временные формы монополий

Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, консорциумами и т.п. Название таких объединений связано с предметом соглашения. Это могут быть соглашения о ценах на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях по отношению к конкурентам, не вошедшим в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Так как соглашения носят временный характер, такие объединения являются довольно неустойчивыми.

Пул − временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд и распределяется между участниками соглашения в соответствии с оговоренными условиями.

Ринг − кратковременное соглашение предпринимателей о покупке товара с целью монополизации рынка при его продаже.

Консорциум − временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Заключение

Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся фирмы-лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих ситуациях деятельность монополий оправдана.

Классификация монополий носит условную форму. Существуют компании, которые сложно отнести к одному типу хозяйствующих субъектов. Они обычно принадлежат к нескольким разным видам монополий. Примером могут служить электрические и газовые компании. Сюда же относятся субъекты, обслуживающие телефонные сети. Они имеют признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут относиться и к другим сферам деятельности, но часто положение субъекта хозяйствования значительно изменяется. Так, имеющиеся преимущества естественных монополий не являются их неотъемлемой стороной. Положение на рынке таких субъектов может быть изменено при разработке новейших технологий конкурентами. Положение закрытых монополий тоже неустойчиво: данные им льготы и привилегии могут быть впоследствии отменены новыми законодательными актами.

Список использованных источников

1.Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н., Квасов А.С., Пермякова Л.И. Экономическая история − М.: ООО «ИД Юрайт», 2013. − 315 с.

2.Малкина М.Ю. Микроэкономика − М.: «НИЦ ИНФРА-М», 2013. - 395 с.

3.Никулина И.Н. Микроэкономика − М.: «НИЦ ИНФРА-М», 2013. - 553 с.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов − М.: «Айрис-пресс», 2008.

4.Родина Г.А., Тарасова С.В. Микроэкономика − М.: ООО «Издательство Юрайт»», 2012. − 129 с.

5.Виды монополий: // Студопедия. URL: https://studopedia.ru/3_186440_vidi-monopoliy.html. (Дата обращения: 9.12.2017).

Просмотров работы: 1723