Единообразного понимания, что же относится к формам государственно-частного партнерства, нет ни в научной литературе, ни в законодательстве.
По мнению А. Белицкой - основополагающим элементом государственно-частного партнерства является правовая форма, которую удобно называть по названию основного правового средства, в комплексе правовых средств [1].
И. Левитин определяет форму государственно-частного партнерства как правовое основание реализации конкретной модели партнерства (под моделью понимается конкретный проект государственно-частного партнерства) [2]. Высказывается также точка зрения, что под формой государственно-частного партнерства следует понимать деятельность органа управления партнерства или его должностных лиц, приводящая к достижению целей партнерства и получению планируемых от партнерства результатов, а форма государственно-частного партнерства является выражением его правового содержания.
Ряд авторов относят к формам государственно-частного партнерства также Инвестиционный фонды, государственные (муниципальные) контракты, совместное создание юридических лиц и инфраструктурные облигации.
Например, классификация форм государственно-частного партнерства делятся по группам, с указанием составляющих форм.
Выделяются следующие группы форм:
1) ориентированные на выполнение функций управления (концессия, аутсорсинг, передача функций управления образовательным учреждением управляющим компаниям);
ориентированные на выполнение задач управления (создание коммерческой организации, создание некоммерческой организации, заключение договора простого товарищества - все по модели «государство -частная компания»; соглашение о сотрудничестве, протокол о намерениях, формирование фондов некоммерческой организации);
ориентированные на участие общественности (попечительский совет, управляющий совет).
В экономической литературе классификация форм, как правило, неоднородна, и перечень их различен. Так, например, по мнению, специалистов Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» формы государственно-частного партнерства разграничены уровнем ответственности. По мнению специалистов Международного центра социально-экономических исследований, к формам государственно-частного партнерства можно отнести:
контракты на обслуживание;
контракты на управление;
договора об аренде;
контракты на строительство;
контракты на эксплуатацию;
концессию.
При этом авторы представленных форм опираются на практическую часть исследования, где эти формы часто моделируются в различные комбинации с целью их эффективного использования.
Формирование договоров - проектов государственно-частного партнерства, где участники, это прежде всего, структуры государственной (муниципальной) власти и бизнес структуры. Обозначенные проекты формируются на основе концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, арендных инвестиционных и других форм соглашений. Обосновываются различные условия участия государственной (муниципальной) власти с пакетом задач и функций в рамках проекта. О разграничении прав на созидаемые в ходе проекта объекты, продукцию, услуги.
Контракт - есть договор, который заключается посредством подписания между государственными (или местными исполнительными органами) и бизнес-структурами на реализацию приоритетных, важных видов деятельности в различных отраслях. Широкое распространение договора государственно-частного партнерства получили в виде контрактов на поставку продукции для государственных нужд, оказание технической или социальной помощи.
Отличительной особенностью совместных предприятий от других форм государственно-частного партнерства является активное и широкое присутствие государства во всех сферах деятельности предприятия.
В концессионных соглашениях возможности участников в формировании решений и реализации задач более расширены, чем в совместных предприятиях, где существуют ограничения.
Ссылаясь на мировую практику, следует отметить, что при государственной приватизации концессионного предприятия государство вынуждено вернуть концессионеру номинальный объем инвестированного капитала. Можно, в целом признать, что государственно-частное предприятие эта форма государственно-частного партнерства может рассматриваться как сфера государственного предпринимательства [3].
Для успешного развития науки, техники и технологий за счет государственно-частного партнерства было принято ряд мер по созданию правового поля.
Формы государственно-частного партнерства динамично расширяются, при этом моделируется сама структура этих форм, расширяются отрасли их реализации [4]. В ряде стран концессионные соглашения наиболее активно формировались при строительстве автодорог, стоянок автомобилей, обеспечении централизованным отоплением. К настоящему времени такие соглашения получают наибольшее развитие и в таких областях, как национальная оборона, образование, телевидение. В большинстве стран частный бизнес охватил социальную сферу, посредством строительства объектов социально-культурного назначения.
Практически во всех странах государственные учебные заведения предлагают широкий рынок для частных поставщиков спектра услуг, начиная от компьютеров, учебников и других учебных материалов до услуг по уборке школьных помещений и пришкольных территорий. Во Франции в 2012 году был реализован ряд очень крупных контрактов государственно-частного партнерства в области образования (реализация Кампус-плана, который включал в себя реновации и модернизации кампусов двенадцати французских университетов).
Государственно-частное партнерство в сфере образования занимает место, с одной стороны, между государственными закупками и полной приватизацией, а с другой - между приватизацией и арендой, предполагает, что частный сектор берет на себя роль поставщика инфраструктурных активов и услуг, которые традиционно предоставлялись и финансировались исключительно государством на условиях разделения рисков, обязательств, компетенций и прибылей.
Формы и объемы государственно-частного партнерства в сфере образования могут варьироваться в зависимости от того, какие стороны и в какой мере участвуют в этом партнерстве. Как пишет Шайлайя Феннелл, частный сектор не является однородным и охватывает целый ряд негосударственных субъектов, в том числе предприятий, общественных организаций, благотворительных и религиозных организаций.
Основным вопросом для Казахстана остается возможность реализации форм государственно-частного партнерства в сфере образования, направленных на достижение публичных интересов общества, а не частных интересов отдельных коррупционеров.
Особая экономическая зона. Особые экономические зоны являются важным элементом инфраструктуры инновационной деятельности. Они представляют собой территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, предназначенные для обеспечения развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции.
Это новая форма государственно-частного партнерства, которая в целом, в Казахстане, находит свое широкое применение. Но развитие и расширение перечня особых экономических зон обозначено рядом проблем. Одной из самых распространенных проблем для Казахстана является отсутствие или незначительный объем инновационных проектов [6]. При организации особых экономических зон, на начальном этапе, обозначается сильная конкуренция между регионами за возможность размещения на своей территории особой экономической зоны. Последствиями выбора территории, и наделение ее статусом особой экономической зоны является то, что в дальнейшем идет довольно слабое наполнение этих зон частным бизнесом с большим финансовым потенциалом. А причина возникновения этой ситуации связана с тем, что резиденты уже получают немалую часть льгот, в том числе и по налогообложению, предусмотренных в территориальном охвате особой экономической зоны.
При этом сами особые экономические зоны делятся на типы и расположены они в различных областях страны. Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 особых экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, офшорных, туристических и т.д.). Там действуют всевозможные льготы по таможенному, арендному, валютному, визовому, трудовому и прочим режимам, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В таких зонах функционирует около трети мировых банковских депозитов развитых стран [7].
Цели создания особых экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В различных вариантах они существуют в США, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Ирландии, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, КНР и ряде многих других государств. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона.
Венчурные фонды – это новая форма государственно-частного партнерства. Развитие данной формы партнерских отношения между государством и частным бизнесом в Казахстане можно отнести к началу 2000 года. В этот период был сформирован Венчурный инновационный фонд, целью которого являлось соучастие в финансировании венчурных фондов, стратегия, которых ориентирована на промышленность в сфере наукоемких технологий.
Венчурная компания выстраивает финансово-экономические отношения с иными венчурными компаниями на условиях субсидирования высоких технологических проектов. Особенность ее деятельности заключается в том, что обладая государственными средствами, в процессе передачи средств в венчурные фонды, она не претендует на долю акций венчурных региональных компаний. Доходы венчурной инвестиционной компании рассчитываются в определенном проценте за предоставленные суммы, как правило, со временем фонды обязуются вернуть, выделенные и отработанные деньги плюс 5% от предоставленного финансирования в год.
Трудность развития форм государственно-частного партнерства опосредована и тем, что частный бизнес, заинтересован лишь в быстроте получения доходов, а вопросы развития социальной сферы или общества его затрагивают в наименьшей степени. Любой бизнес, мелкий, крупный, средний выражает готовность к получению дохода, к получению средств из бюджета любого уровня бюджетной системы, но не к улучшению структуры экономики государства в целом. Такая ситуация вполне закономерна, так как в целом отражает ментальность населения, а также идеи нелиберального толка с особенностями государственного капитализма. Совершенное партнерство возможно лишь при условии открытости и прозрачности стратегии и тактики в управлении развитием государства.
Список использованной литературы:
Белицкая, А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М., 2010 г. - С.90.
Козлова Е.Б. «Система договоров, направленных на создание объектов недвижимости - Контракт, 2013.
Хомерики, Н.Б. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме: «Государственно-частное партнерство как фактор социального развития региона»; 2012 г.
Питанов В.А., Государственно-частное партнерство в регионах России: экономическое содержание / Вестник ОГУ. - апрель. -№4 (165).-2014г.
Сазонов СП, Мордвинцев А.П., Махонина У.С. Повышение эффективности управления рисками в государственно-частном партнерстве при реализации проектов социального инвестирования // Региональная экономика: теория и практика № 38 (317). - 2013г.-с. 11-19.
Манько Н.Н. Совершенствование нормативной базы государственно-частного партнерства на современном этапе развития //Бизнес, менеджмент, право. 2012. N 1.
Веселкова, Е. «Правовые аспекты функционирования особых экономических зон в инфраструктуре инновационной деятельности» // Законодательство и экономика, № 5, май 2012.