ПУТИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПУТИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Нуркина Ж.М. 1, Маханова А.Ж. 1
1Таразский инновационно-гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Долгосрочным приоритетом для Республики Казахстан является «общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда» [1]. Решение проблемы развития национальной экономики требует значительного времени, последовательности и преемственности в экономической политике, основной задачей которой является создание культурных, институциональных и материальных предпосылок для ускорения экономики.

Расширение интеграции Казахстана в систему международного разделения труда необходимо рассматривать в современный период в качестве важнейшего условия, способствующего повышению стабильности функционирования национальной экономики и развитию положительной динамики ее роста.

Для успешной интеграции Казахстана в Таможенный Союз и мировую экономику следует ориентироваться на модернизацию экономики и общества. Модернизация должна основываться на частной инициативе и роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность. Сценарий модернизации позволит достичь радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей Казахстана.

Подтянуться к мировому экономическому авангарду Республика Казахстан может, создавая рыночные и конкурентоспособные институты и хозяйственные механизмы. Формирование необходимых механизмов требует знаний, гибкости, усилий и воли нашего народа, поскольку сопровождается глубокой социально-экономической трансформацией, радикально меняющей устои и облик реформируемого общества. Но иных путей в достижении передовых экономических и социальных рубежей нет. Решающее значение приобретают учет и творческое использование мирового опыта, сообразующееся с историческими традициями, социокультурной и социально-экономической спецификой страны. Особенно, по всей видимости, важен опыт, когда была найдена и опробована разумная модель разностороннего подключения государства к процессу развития в странах Азии, позволившая не только использовать достоинства рынка, но и компенсировать его провалы и недоработки. Модель, во многом благодаря институционализации которой и был расчищен путь к небывалым экономическим и социальным свершениям, существенно повысившим ее общую привлекательность.

Для реализации политики модернизации важно, чтобы работала компетентная и ответственная государственная администрация, имелось четкое представление о задачах в сфере развития, проводилось грамотное макроэкономическое управление и стабильная макроэкономическая ситуация, соблюдались гарантии собственности, работала надежная и гибкая банковская система, способная мобилизовать сбережения и поддерживать устойчиво высокие нормы частных капиталовложений, а также необходимы государственные инвестиции в инфраструктурную триаду – агломерации, транспорт, энергетику.

Государство для успешной модернизации осуществляет вмешательство систематически по многим каналам и в различных формах для общего ускорения развития, а в ряде случаев также и для подтягивания отдельных отраслей и (или) участков хозяйства. Государство вмешивается и в развитие финансовой системы, и в процесс импортозамещения, и формирование экспортоориентированной индустриализации, сыгравшей решающую роль в ускорении модернизации экономики.

Основные принципы правления государства:

  • власть правительства должна быть ограничена, а его действия справедливыми;

  • безопасность людей и собственности должна доминировать над выборной политикой;

  • для предупреждения рентоориентированного поведения и коррупции необходимо, чтобы доминировали экономические свободы;

  • люди должны осознавать свою ответственность и права в рамках правового государства.

При осуществлении политики модернизации государству отводится самое важное место. Государство является государством развития, когда оно устанавливает принцип легитимности – способность продвигать и поддерживать развитие, понимая под развитием комбинацию стабильно высоких темпов экономического роста и структурных изменений в

Так как наша страна носит преимущественно аграрно-сырьевой характер, то это значит, что перед страной стоят важные задачи. Так, одновременный переход всех отраслей экономики страны на рыночные условия хозяйствования выявил уязвимость аграрного сектора. Отсутствие регулирующих функций государства губительно отразилось на почвенном плодородии, на системе семеноводства, генофонда и т.д.

Дальнейшее совершенствование хозяйственного механизма на основе рыночных методов не исключает, а, напротив, предполагает активизацию государственной поддержки сельскохозяйственного производства. В условиях свободной конкуренции эта отрасль не в состоянии иметь рентабельность на уровне промышленности и торговли.

Приоритетным направлением государственной поддержки должно стать непосредственное повышение конкурентоспособности отечественных видов сельскохозяйственной продукции. Можно предложить создание следующих условий:

  • сформировать паритетность обмена между сельским хозяйством и промышленностью, в самом сельском хозяйстве;

  • осуществить протекционизм отечественного товаропроизводителя во внешнеэкономической деятельности;

  • проведение финансирования элитноживотноводческих-семеноводческих, научнопроизводственных хозяйств;

  • стимулировать инвестиции в сельское хозяйство и развитие переработки сырья.

Для создания здоровой конкуренции следует деликатно применять политику протекционизма и привлечения иностранного капитала, т.е. использовать принцип селективности. Например, тарифные пошлины применить к тем видам продовольствия, которые в недостаточном количестве поставляются отечественными товаропроизводителями, причем денежные ресурсы, полученные при этом, направлять в отрасли, конкурирующие с импортом для стимулирования национального сельскохозяйственного производства. Импорт других видов продукции либо квотировать, либо облагать повышенным таможенным тарифом.

Иностранные инвестиции следует привлекать в отрасли, имеющие слабые конкурентные позиции на мировом рынке за счет льготного налогообложения, определения доли прибыли в зависимости от вложенного капитала, размещения госзаказа и т.д.

Низкий биологический и ресурсный потенциал отрасли, ограниченность бюджетных средств сдерживают разработку и реализацию задачи конкурентоспособности на современном этапе. Вместе с тем вхождение страны в мировую систему с устойчивыми конкурентными позициями аграрного производства требует ускоренного решения данной проблемы с тем, чтобы окончательно не утратить продовольственной безопасности. В данной ситуации активность и концентрация ресурсов на локальном уровне приобретают особую значимость. Наряду с опытными, племенными и селекционными центрами, обеспечивающими в сельском хозяйстве генофонд, важное место в укреплении параметров конкуренции следует отвести формированию регионов, расположенных в благоприятных природных условиях, использующих адаптивные ресурсосберегающие технологии. Эти товаропроизводители уже сейчас эффективно хозяйствуют и могли бы с большей отдачей аккумулировать скудные финансовые средства. Для выдвижения на траекторию модернизации важно продуманное включение политики в процесс создания «сильного государства» и эффективного рынка. Именно государство должно преобразовать слабую институциональную среду в сильную.

Литература

  1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012. www.akorda.kz

  2. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 18.01.2014. www.akorda.kz

  3. Эльянов Государство и развитие //МэиМО. – 2010. – №1. – С. 13.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2010. – С.

  5. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 1983. – Т.1. – С. 246.

Просмотров работы: 196