ФАКТОР СОЗНАТЕЛЬНОГО РИСКА В СПОРТЕ – ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФАКТОР СОЗНАТЕЛЬНОГО РИСКА В СПОРТЕ – ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ларин Н.А. 1
1ФГБОУ ВО Волгоградская государственная академия физической культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный спорт как социальное явление многогранен и неоднозначен по своему воздействию как на общество, так и на личность В основе успешной спортивной карьеры всегда лежит тяжелая работа на пределе сил и физических возможностей в условиях жесточайших перегрузок психических и физиологических систем. [7].

Риск является важнейшей характеристикой образа жизни профессиональных спортсменов, определяет особенности их поведения, взаимодействия с социальным окружением и т. д. При этом динамика социальных процессов и отношений в системе спорта объективно приводит к расширению рискового пространства, что влечет за собой увеличение тех последствий, которые будут значимыми как для самого спортсмена, так и для всей социальной системы. В этой связи исследования риска как феномена, являющегося атрибутом спортивной деятельности, имеют неоспоримое теоретическое и прикладное значение.

Ожидания и требования, предъявляемые к спортсмену в ходе отбора и, собственно, профессиональной подготовки, являются достаточно высокими. Отличительной особенностью спорта как особой профессиональной сферы является то, что каждый спортсмен, желая добиться успеха в избранном виде спорта, вынужден постоянно преодолевать свои физические возможности. При этом уровень требований, предъявляемых к профессиональным атлетам, сегодня постоянно возрастает.

Риск, с которым в данном случае сталкиваются спортсмены, ожидаем и очевиден – при отсутствии соответствующего результата достижение высокого профессионального статуса в данной сфере является затруднительным. В конечном итоге спортсмены сталкиваются с трудностями в адаптации к новым для них социальным условиям, не связанных с их предыдущей деятельностью. В свою очередь, отсутствие ожидаемого результата, может сопровождаться получением профессиональных травм – что является важнейшим психофизиологическим аспектом спортивных рисков.

Проблема риска разрабатывается в естественных, технических науках, медицине, экономике, социологии, политологии и других науках, т.е. носит междисциплинарный характер, что определяет различия в подходах к его изучению.

В своем словаре С.И. Ожегов определяет понятие риск как «возможную опасность и действие наудачу в надежде на удачный исход» [8].

Основными элементами риска выступают опасность, неопределенность в достижении поставленной цели, возможность наступления неблагоприятных последствий при осуществлении тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта [6, 10, 12].

Многие исследователи предлагают различные классификации рисков. Опираясь на исследования Глущенко В.В., Гиссена Л.Д. и Ткачевой М.С., можно выделить следующие группы рисков:

  1. психофизиологические риски (связаны с возможностью получить физическую или психологическую травму);

  2. технические риски (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку);

  3. ситуационные риски (связанные с особенностями организации конкретных соревнований);

  4. коммуникативные риски (связаны с проблемами в общении с тренером, организаторами соревнований, соперниками, зрителями и т. д.) [4,5,11].

Также представленные риски можно отнести к двум категориям: объективные риски (внешние, не связанные непосредственно с личностью спортсмена) и субъективные (определяются его личностными характеристиками и поведением).

Субъективная концепция риска широко распространена в современных исследованиях. С этой позиции риск всегда субъективен «поскольку выступает как оценка человеком поступка, как сознательный выбор с учетом возможных альтернатив…» [9,3].

Субъективная концепция ориентирована на субъект действия, учитывает осознание последствий, выбор варианта поведения..». С этой точки зрения проявление риска всегда связано с волей и сознанием человека, «риск – это выбор варианта поведения с учетом опасности, возможных последствий» [1].

В спортивной практике интенсивность риска и величина рисковых последствий возрастает, когда спорт воспринимается спортсменом как профессия или становится ею. При этом, сознательно выбирая рискованную модель поведения, рискуя получить травму или увечье, спортсмен в большинстве случаев оправдывается теми социальными благами, которые можно получить в случае выигрыша призового места.

Таким образом, проблема риска и предотвращения рискованного поведения, является одной из центральных в психофизиологии спортсменов.

В современной науке нет однозначного мнения по объяснению причин лежащих в основе сознательного рискованного поведения спортсменов. Наибольший интерес представляет рассмотрение рискологического аспекта поведения спортсменов в контексте их адаптации. Согласно ему существует понятие адаптивности, которое характеризуется соответствием результата деятельности индивида принятой им цели, неадаптивность – расхождение результата деятельности и ее изначальной цели [15]. Индивидуальные способы приспособления и сопротивления в стрессовых ситуациях могут проявляться в неадаптивности действий и представлять собой рискованные модели поведения [14].

В экстремальных ситуациях спортсмену необходимо принять решение в очень противоречивых условиях и иметь качества, на первый взгляд исключающие друг друга: осмотрительность (осторожность) и готовность к риску [13]. Адекватность действий является важным критерием адаптации в условиях риска, отсутствие которой может приводить к неблагоприятным последствиям.

Контроль собственных эмоций и поведения, адекватность реакции на происходящие события вокруг человека возможны за счет работы сложной многоуровневой системы регуляции, где основная роль принадлежит лимбической системе, ретикулярной формации ствола мозга и лобным долям больших полушарий.

Изучение роли личностно-поведенческих факторов в экстремальных условиях деятельности обычно проводят с помощью диагностики регуляторных функций ЦНС. Наибольший интерес представляют вопросы личностной детерминации эмоциональной устойчивости и дезадаптации, которая определяется по соответствию нейродинамических особенностей спортсмена системным характеристикам спортивной деятельности.

Опираясь на исследования Балюка В. Г. в качестве основных психофизиологических параметров и нейродинамических свойств, определяющих уровень адаптации спортсменов различных специализаций можно выделить следующие: распределение внимание и уровень умственной работоспособности; скорость переработки зрительной информации; сила, подвижность и выносливость нервных процессов; возбудимость и проводимость нервной ткани; лабильность и уравновешенность нервных процессов [2]. В зависимости от специализации степень выраженности данных параметров, а также их влияние на рискологический аспект поведения может существенно различаться.

Список литературы:

  1. Альгин А. П. Риск и его роль в общ. жизни. М., 1989г., С. 25

  2. Балюк В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродинамических характеристик спортсменов различной специализации и квалификации / В.Г. Балюк // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Архангельск, 2009

  3. Власенко Р.Я. Риск как самостоятельный компонент системной организации целенаправленной деятельности субьекта / Р.Я. Власенко, Т.Н. Лосева // Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова. – 2014. ‑ №2. – С. 144-151

  4. Гиссен Л.Д. Время стрессов [Текст] / Л.Д. Гиссен – М.: ФиС, 1990. – 192 с.

  5. Глущенко В. В. Управление рисками. Страхование [Текст] / В.В. Глущенко — Железнодорожный, МО.: ООО НПЦ Крылья, 1999. — 336 с.

  6. Корнилова Т.В., Принцип неопределенности в психологии выбора и риска / Т.В. Корнилова // Психологичекие исследования: электронный научный журнал. – 2015.‑ Т.8.

  7. Мирошникова С.С. Профессиональные риски спортивного тренера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (86). С. 78-81.

  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1964г.

  9. Панфилова Э.А. Рискованное действие в современном обществе: социокультурный анализ / Э.А. Панфилова // Вестник Донского государственного технического университета. – 2012. – Т.12.‑ № 7 (68). – С. 120-125

  10. Стрельникова Ю.Ю. Гендерные индивидуально-психологические особенности сотрудников ФП МЧС России и их взаимосвязь со склонностью к риску / Ю.Ю. Стрельникова // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2013.‑№2(26).‑ С. 99-110

  11. Ткачева М.С. Психологические особенности рисков в спортивной деятельности // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2011. № 2. С. 55-61.

  12. Хох И.Р., Фарахьянова А.К. Личностные особенности индивидов, склонных к рискованному поведению (на примере исследования факиров) / И.Р. Хох, А.К. Фарахьянова // СМАЛЬТА. – 2014. ‑ №1. С. 21-25

  13. Щербакова О.И. Эмоциональный интеллект и конфликтность: гипотезы и результаты / О.И. Щербакова, О.И. Голубева // Научное мнение. – 2015.‑ : 6-2. – С. 10-14

  14. Шустов Д.И. Психотерапия больных алкогольной зависимостью с учетом типа их личностного аутоагрессивного поведения / Д.И. Шустов, С.А. Новиков, А.Д. Шустов // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2014. – Т. 13. ‑ №5. ‑ С. 112-117

  15. Scahill, L.D. Neurobiology and neurophysiology of behavioral/psychi-atric disorders / L.D. Scahill. S. Boorin в книге: Cild and Adolescent Behavioral Health: A Resource for Advanced Practice psychiatric and Primari Care Practitioners in Nurising. 2013. – P. 42-56

Просмотров работы: 159