Терапевтический процесс в значительной степени зависит от взаимоотношений между врачами и медицинскими сестрами. Когда взаимопонимания и сработанности нет, под угрозой оказывается качество медицинской помощи. Чтобы свести к минимуму конфликта нужно различать:1) Принцип четкого разграничения функций.Обязанности медсестры четко регламентированы и строго определены, они не пересекаются с обязанностями врача. Случай, когда врач взялся за объем работы медсестры либо медсестра «влезла» в зону компетенций врача, рассматривается, как посягательство на сферу компетенции коллеги. Такой подход возможен, но таит в себе определенные угрозы. Он приводит к тому, что медсестра не чувствует ответственности за результат лечения в целом, это дает ей возможность самоустраняться от терапевтических задач как таковых, а заниматься только механической работой.2) Принцип партнерства.Современная идеология врачевания должна быть построена на принципах партнерства и взаимопомощи. Медсестра должна иметь определенную независимость: разумеется, не расписывать самостоятельно карту медицинских назначений, но иметь возможность свободно варьировать свое поведение в зависимости от ситуации. Для пары «врач–медицинская сестра» очень важно быть «сработанными», придерживаться стиля совместной деятельности, который приводит к достижению отличных результатов без лишних затрат энергии.У сработанности врача и медсестры есть и отрицательная сторона, когда данное сотрудничество комфортно только для участников процесса лечения, но негативно влияет на результат терапевтического процесса. Иными словами, врач «не напрягает» медсестру, медсестра редко «дергает» врача, то есть оба работают в полсилы. Настоящая синергетическая работа – это уровень партнерского взаимодействия, когда 1+1=3, но никак не 1,5. В процессе взаимодействия очень важно доверять друг другу. Профессиональное доверие – фундамент. Очень важно понимание такого аспекта, как взаимозависимость врача и медсестры и нацеленность на достижение командного результата. Часто опытные медсестры умело манипулируют врачами. Они учатся демонстрировать инициативу, преданность и заботу, одновременно проявляя покорность и подчинение. Такие медсестры часто подводят врачей к определенным решениям, да так, что тот думает, что решение – его собственное. Это не подрывает врачебный авторитет и позволяет избежать конфликтных ситуаций. Часто такие медсестры весьма успешны. Есть и другой тип, который можно назвать «молчаливыми саботажниками» – они не скандалят и не возмущаются, но при этом, их очень трудно заставить что-либо сделать. Есть «протестующий тип» медсестер, которые испытывают трудности в процессе подчинения и часто не желают приходить к согласию во время оказания медицинской помощи пациенту. Нередко они склонны к гневливым и обличающим высказываниям, которые, как правило, не соответствуют силе инициирующего события. Совместная деятельность врача и медсестры руководствующаяся принципами четкого разграничения функций,партнерства и доверия позволит добиться оптимального и успешного результата в терапевтическом процессе и удовольствия от совместной работы. Список литературы:1. Саперов В.Н.- «Врачебная этика от Гиппократа до наших дней»,- Чебоксары,20012. Петровский Б.В. - «Деонтология в медицине».- М.: Медицина, 19883. Харди И. Врач, сестра, больной. Под ред. М.В. Коркиной. – М., 1981.4.Газета Ваше здоровье-врачи и медсестры.Особенности взаимодествия.Режим доступа: http://www.vz.kiev.ua/vrachi-i-medsestry-osobennosti-vzaimodejstviya/5. Корвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия . – СПб., 1998 1. Компетенция- это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.