ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Насибуллина Д.А. 1, Хуснутдинова А.М. 1, Равнейко Е.В. 1
1БГПУ им М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С математикой мы сталкиваемся каждый день. Например, заправляя авто, мы умножаем стоимость литра бензина на нужный объем и получаем ту сумму, которую нужно будет заплатить. Совершая покупки в магазине, подсчитывая хватит ли денег в кошельке или на счету банковской карты, мы начинаем оценивать общую стоимость товаров, складывая их цены.

Нас, студентов 2 курса физико-математического факультета, математика стала привлекать еще в начальной школе. Какое удовлетворение мы испытываем, решив сложную задачу с заковыркой! Но часто у школьников видим испуганные глаза, когда они слышат про математические термины, примеры.

Вот мы и задумались, а почему столь интересная наука вызывает у учеников испуг? Что нужно сделать, чтобы математика казалась легче? Как её правильно преподнести? Ответ очевиден, в дошкольном возрасте родители должны заниматься с детьми, развивать логическое мышление, чтобы на уроках было легче усвоить материал. Для начала можно делать легкие логические упражнения: ребусы, кроссворды, числовые головоломки, шарады. Вспоминая себя в детстве, нам больше всего нравились задачи на раскрашивание. Поэтому в данной статье мы и рассмотрим такой вид логических упражнений, как задачи на раскрашивание в 1-2 классах.

Итак, давайте попытаемся разобраться, что же представляет собой детская логика?

Никому не секрет, что детская логика отличается от взрослой. К особенностям детской логики относят трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций, неспособность к логике отношений. Когда мы даем школьникам решить математическую задачу, то они зачастую не могут объяснить ее решение из–за отсутствия рассуждений. Именно интерес, вызванный логической задачей, предполагает активную умственную деятельность. Игры, задачи, головоломки – это материал, с помощью которого у школьников развивается смекалка, находчивость, инициатива. Все это помогает ученикам анализировать, находить верные решения в математических задачах. Если в ходе решения логических задач у учащегося не развился такой важный навык, как думать в уме, то ему труднее будет даваться учеба.

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей.

На практике с учениками мы проводили те игры, которые нам нравились в детстве, задачи на раскрашивание. Эти задачи просты и наглядны. Лист бумаги и цветные карандаши или краски — вот и все, что надо для их решения. Задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность учеников. Ознакомившись с условием задачи, школьники спешат проверить свои возможности на практике. Они активно работают с простыми фигурами: квадратами, треугольниками, кругами. Заинтересованность можно усилить, если придать задаче жизненный характер, сделать ее занимательной. Не следует при случае пренебрегать и сказочным сюжетом.

Именно такие задачи нужны для развития логического мышления. С помощью задач на раскрашивание школьники учатся логически рассуждать. Это задачи чаще всего без числовых данных. Ученики, даже не зная чисел, учатся сопоставлять и комбинировать. С помощью задач на раскрашивание у младших школьников формируется умение ориентироваться на плоскости; они на практике учатся познавать отношения («правее, чем...», «быть одного цвета» и т. д.), устанавливать взаимно-однозначное соответствие между элементами множества.

А теперь приведем примеры таких задач:

Задача 1. Раскрасьте нижнее кольцо первой пирамидки красным карандашом, второе снизу кольцо второй пирамидки – синим, третье кольцо третьей пирамидки – зелёным, четвёртое снизу кольцо четвёртой – коричневым. Раскрасьте остальные кольца так, чтобы пирамидки получились одинаковыми.

Пирамидка сама по себе состоит из нескольких колец или других геометрических фигур, способных размещаться в вертикальной плоскости. Каждый сегмент имеет разные цвета и габариты, которые необходимо раскрасить по порядку. У данного процесса есть две обучающие цели: развить у школьника представление о размерах предметов и приобретение навыков изобразительного творчества.

Задача 2. Раскрасьте маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и жёлтым, а жёлтый был рядом с зелёным.

Такая обучающая раскраска содержит задание на развитие у учеников координации мелких движений пальцев и кисти рук, одновременно укрепляя нервную, зрительную систему и вырабатывает ловкость. Она учит их сравнивать друг с другом окружающие предметы.

Задача 3. Раскрасьте квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.

Данный вид раскраски – это не просто возможность занять ученика рисованием, это увлекательный способ познакомить его с геометрическими фигурами. Математические раскраски, с цифрами и символами формируют у школьника абстрактное мышление, развивают интуицию.

Такие задания ученики 1-2 классов выполняют с особым интересом, потому что в процессе их решения ученики могут овладевать счетом предметов, усваивать состав чисел, сравнивать числа. Задачи на раскрашивание знакомят с простейшими элементами современных разделов математики: теории множеств, математической логики.

Список использованной литературы:

  1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.

  2. Логические игры и задачи на уроках математики: Попул. пособие для родителей и педагогов/ А.П. Тонких, .П. Кравцова, Е.В. Лысенко и др.-Ярославль:Акад.развития,1997.-239с. —С.3-4

  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/08/logicheskie-zadachi-na-raskrashivanie-v-ramkah-vneurochnoy

  5. https://infourok.ru/razvitie-logicheskogo-mishleniya-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-noo-1493117.html

Просмотров работы: 118