Поэтому необходимо вводить интегрированные занятия, проводить их в виде лекций, семинаров, лабораторных занятий, разработку заданий практической направленности, подключать учащихся к исследовательской работе. На таких занятиях у школьников формируются все виды универсальных учебных действий, а именно познавательные, практические, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Все выше перечисленное формируется на занятиях физики, математики и других предметов, при изучении конкретных разделов и тем.
Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя физики. Она требует знаний содержания программ и научного материала по другим учебным предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя физики с учителями математики, химии, биологии, географии; требует посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и внеклассных мероприятий.[2]
Для реализации межпредметных связей учитель должен:
- знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
- понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
- иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
- иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
- знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
- понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
- знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения.
Учитель должен обладать:
- знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
- умениями применять эти знания на практике, то есть владеть соответствующей технологией обучения;
- умениями ведения педагогического исследования.
В качестве примера подтверждающего все выше сказанное может служить проблема изучения колебаний различной физической природы, которые могут быть рассмотрены на уроках, факультативных занятиях и др. форм организации учебных занятий. [1,3]
Изучая понятия различной физической природы, вводят следующий основной понятийный аппарат, который описывает колебательное движение различной физической природы: амплитуда, частота, сдвиг фаз, энергия, и т.д. [1,3]
Таким образом, колебания механические, электромагнитные, оптические, волновые и звуковые колебания любой природы, они характеризуются одними понятиями и описываются одной и той же математикой. Поэтому изучая механические колебания и введя весь понятий аппарат, описывающий механические колебания, в последующем можно перенести при изучении в любой природы.
Библиографический список:
Карбардин О.Ф., Факультативный курс физики: 10 кл.: Учеб. Пособие для учащихся / О.Ф Кабардин, В.А. Орлов,Н.И. Шефер. -3-е изд., -М.: Просвещение, 1987. -208 с, 4 л. ил.: ил..
Максимова В. Н., Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986
Мякишев Г. Я. Физика 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфеньтьевой. – 19-е изд. – М. Просвещение, 2010. – 366 с.
Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания физики в средней школе. – М. Просвещение, 1984
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с. – (Б-ка учителя физики).