Проблема: Проблема заключается в профессиональной подготовки учителей физической культуры, работников физкультурно-спортивной и спортивно оздоровительной деятельности.
Актуальность: За последнее десятилетие сфера физической культуры и спорта и система профессиональной подготовки специалистов в этой области подвергались серьезным преобразованиям. В условиях новой общественно-экономической и политической формации России главным направлением в развитии системы высшего профессионального образования в области физической культуры является ярко выраженный акцент на подготовку конкурентоспособных специалистов.
Анализируя литературу, можно выделить, что происходящие в стране процессы модернизации образования предусматривают сочетание новых требований быстро меняющейся жизни с уже достигнутыми преимуществами российской системы образования. Идея модернизации образования в области физической культуры отвечает всем позициям образовательной политики России. В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации образование призвано обеспечить подготовку высокообразованных и квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
В сфере физической культуры и спорта процессы модернизации направлены на развитие системы инновационного профессионального образования, результатом которого должна стать подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности.
Однако, современное состояние высшего профессионального образования в области физической культуры, качество и уровень профессиональной подготовки специалистов не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Новому российскому обществу с его проблемами, прежде всего в социальной сфере, требуются специалисты по физической культуре и спорту инновационного типа, сочетающие в себе духовное и физическое богатство, способность к творческому сотрудничеству, владеющие современными инновационными технологиями физической культуры, призванные образовывать, развивать и воспитывать новые поколения россиян. [1]
В статье Л.В Грызловой рассматриваются актуальные вопросы подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации высшего образования на примере Мордовского государственного педагогического института им. Евсеева. Анализируя структуру кадров в области физической культуры и спорта. Можно выделить, что одним из направлений в сфере модернизации высшего образования является совершенствование (изменение) законодательной базы. Новые совершенствования в свою очередь диктуют новые условия практической подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности. Одним из эффективных путей решения данной проблемы стало внедрение инновационных технологий. В соответствие с новыми стандартами на факультете вуза введется работа по созданию особых условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, выделяются сетевые формы организации учебного процесса. Это прежде всего открытие базовой кафедры на базе школы, что позволяет обучить студентов на базе ведущих образовательных организаций и организаций отрасли физической культуры и спорта. в результате студенты овладевают профессиональными компетенциями непосредственно в организации с помощью профессорско-преподавательского состава кафедр ведущих педагогов и тренеров. Также на факультете физической культуры созданы условия для осуществления электронного обучения студентов, в частности с помощью корпоративной системы ИНФО-вуз. Студенты и преподаватели факультета зарегистрированы в электронной библиотечной системе «Университетская библиотека онлайн», которая является универсальной образовательной площадкой, объединяющей передовые российские вузы, и дает возможность пользоваться электронными ресурсами удаленного доступа. На факультете благодаря сотрудничеству вуза с НИИ мониторинга качества образования проводится «Федеральный интернет-экзамен: компетентностный и традиционный подходы». Данная технология является средством подготовки студентов к процедурам аккредитации, а также позволяет осуществлять мониторинг уровня их подготовленности при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации. Так же на факультете используются различные формы сетевого взаимодействия с Московским городским педагогическим университетом: обмен информацией об инновационной деятельности, электронное портфолио, вебинары. В перспективе семинары, мастер—классы в режиме онлайн, презентации инновационной педагогической практики, интернет-конференции и др. Современные специалисты для успешной работы в сфере физкультурного образования должны постоянно расширять свои профессиональные знания. Учитывая опыт, накопленный в вузе, данную проблему факультет физической культуры решает путем реализации программ дополнительного образования, что повышает готовность молодого специалиста выдержать конкуренцию в современных условиях рыночных отношений.[2,стр 13-14]
Е.В. Быстрицкая рассматривает систему организации самостоятельной деятельности студентов физкультурных профилей педагогического направления для повышения качества их профессиональной педагогической подготовки. Сам процесс организации самостоятельной работы студентов не носил рефлексивного характера, а значит, не обогащался личностным смыслом, не формируя у студентов убеждения в том, что «самостоятельная деятельность педагога— его личная ответственность». Как указывают ряд авторов, «основная проблема сложившегося в последние годы образования в стране — игнорирование роли самого ученика в его образовании». В сфере физической культуры и спорта все более востребован специалист, обладающий высоким уровнем личной и профессиональной культуры, широким контекстным мышлением. Эти качества развиваются в полной мере тогда, когда «студент — сам себе педагог». Исследования осуществлялось посредством создания диалоговой развивающей образовательной среды факультета физической культуры, основанной на принципах и методах дидактического моделирования профессиональной деятельности. Технология моделирования способствует самоидентификации студентов в деятельности сообщества как профессионала и как личности, позволяет в индивидуализированном режиме овладеть необходимыми трудовыми действиями, «вписывая» их в систему своей профессиональной подготовки.
Особенности формирования метапредметных блоков-модулей:
1. Метапредметный блок-модуль выстраивается вокруг определенной мыследеятельностной структуры, такой как знание, проблема, смысл, категория и т.д.
2. Блоки-модули имеют процессуально-функциональный характер и дескриптивно описаны в универсальных антропных технологиях, а не только в целевой совокупности учебных элементов предметно-дисциплинарного содержания и рефлексивно-оценочных характеристиках (профессиональных компетенциях).
3. Целе-смысловая ориентация метапредметных модулей на развитие ключевых трудовых действий потребовала от педагогов вуза свободного владения полипредметной областью их будущей профессиональной деятельности и знания портфолио, индивидуальной и спортивной биографии каждого студента.
Примерами таких блоков-модулей являются метапредметные («сквозные по содержанию») блоки «Проблема», «Смысл», «Достижение», «Педагогическое мастерство», «Мотивация профессиональной деятельности» и др.
Метапредметный блок-модуль «Проблема»
Используя научно-методическую литературу, личный спортивный и учебный опыт, студенты учатся находить проблемы в сфере физической культуры, формировать проблемную ситуацию. требующую их личностной и профессиональной самоидентификации и самоопределения, моделировать педагогический процесс, выделять предположительно проблемноемкие предметные области знаний.
Метапредметного блок «Дидактическая задача»
направлен на построение эффективных моделей комплексов учебных задач в отношении их собственной педагогической деятельности как объекта высшего профессионального образования, Метапредметным модулем в данном случае является дидактическая задача, организованная в форме диалоговой учебной ситуации(ДУС).
Главная цель применения ДУС состоит в возможности формирования ценностно-ориентированного мировоззрения будущих педагогов, развития их профессионально важных качеств и свойств личности, Студенты также достигают успеха методом пробных ориентирующих действий. Согласно задачному подходу в структуре ДУС выделяются следующие уровни:
— предметный: условия и требования задачи, перцептивно-ментальное отражение ситуации и предметно-технологические основы педагогического моделирования объекта познания и преобразования, межпредметный поиск информации («перекрестное опыление» идей из разных сфер знаний);
—операциональный: схемы деятельности, алгоритмические предписания эвристические методы и средства решения, мыслительной операции и их вербальное и знаковое выражение в системе управления;
— личностный: общение с партнерами в группе и педагогом и самооценка своих действий, создание Я-концепции, трактовка ситуации в соответствии с ценностными установками.
Наиболее эффективными при проектировании образовательной среды вуза оказались методы и средства предметно-дидактического моделирования.
Определено, что реализация общедидактических принципов диалоговой образовательной среды вуза в сфере физической культуры имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью создания индивидуализированного образовательного пространства личности и деятельности будущего педагога по физической культур.[3, стр 7-8 ]
Список литературы:
1. Магин В.А. «Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий»/ Диссертация//.2006-й год
2.Грызлова Л.В «Подготовка профессиональных кадров по физической культуре и спорту в условиях модернизации высшего образования» /Теория и практика физической культуры //2015-й год, №8, август, стр 13-14
3.Быстрицкая Е.В «Система организации самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях модернизации профессионального педагогического образования»/Теория и практика физической культуры //2016-й год, №11, ноябрь, стр 7-86