ПРОФИЛАКТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Загидуллина К.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет Имени И.Н. Ульянова,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире существует огромное множество поликультурных сообществ и государств, которые, в свою очередь состоят из различных-этносов-народов. Поэтому толерантность является важным звеном оптимизации отношений между представителями различных этносов и их межкультурного взаимодействия. Именно этническая толерантность препятствует развитию нетерпимости и насилия, а также является важнейшим условием сохранения социального порядка, целостности и стабильности общества. Однако развитие таких отношений не всегда бывает благоприятным. Довольно часто этот процесс приобретает негативный характер и приводит к межэтнической напряженности, этническим фобиям и даже конфликтом между этносами.

Эти конфликты показывают, что в нашем мире, несмотря на старания привить обществу толерантное мышление и восприятие, все также сильно выражена этническая нетерпимость и агрессия. Сейчас это угрожает не только отдельным группам населения, но и государствам, а в будущем, и всему миру. Поэтому социальная толерантность так важна. Она способна моментально среагировать на возникающие потребности общества и помогает ему стабильно развиваться.

«Толерант­ность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре ми­ра», — говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. Определено понятие толерантности:

  • уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей спо­собствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений;

  • отказ от догматизма, от абсолютизации истины, утверждение норм, установленных в междуна­родно-правовых актах в области прав человека;

  • толерантность — не уступка, снисхождение или притворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [1].

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года также прописаны основные положения характеризующую этническую толерантность. В ней указывается, что:

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества [2].

Исходя из вышесказанного, толерантность – это принятие человеком всех видов «отличий».

Российская федерация – исторически, одна из самых многонациональных стран. В ней проживает свыше 200 национальностей. В связи с этим, вопрос этнической толерантности остается актуальным на протяжении многих столетий.

Об актуальности исследуемого вопроса свидетельствуют следующие статистические данные. По данным переписи населения, всего семь народов Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.

Наибольшая численность населения у русских. Русских в России проживает 111 016 896 человек, что составляет 77,71 % населения России или 80,90 % от числа указавших национальность. Далее следуют народы: татары - 5 310 649 человек (3,72 % от всех, 3,87 % от числа указавших национальность) и украинцы - 1 927 988 человек или 1,35 % от всех, 1,41 % от числа указавших национальность [3].

Проблемы этнической толерантности нашли отражение в работах следующих отечественных специалистов: А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, А.Е. Ермоленко, Д.В. Колесов, Ю.П. Малахов, Н.М. Лебедева, В.А. Тишков. Среди зарубежных ученых вопрос этнической толерантности выделяется в трудах: М. Валзер, Е. Геллнер, Ж. Дюби, Ч. Тэйлор, К. Цюрхер.

Специалисты, занимающиеся вопросами этнической толерантности, сталкиваются с рядом трудностей от неприязни, до открытого проявления агрессии.

Исходя из этого, следует выделить ряд мероприятий по профилактике этнической нетерпимости. Такие как тренинги для укрепления межнациональных этнических отношений, этнологические диктанты, межнациональные фестивали. На базе учебных заведений проводить классные часы, посвященные теме толерантности, проводить анкетирования для выявления уровня толерантности, познавательные беседы, дебаты и открытые дискуссии.

Таким образом, в заключении следует отметить, что, анализируя ситуацию в России на текущий период времени, можно понять, что вопрос этнической толерантности остается актуальным с образования Русского государства до наших дней. Современное общество постепенно избавляется от закоренелых предрассудков и вступает в эру серьезных межэтнологических отношений. Проблемой межнациональных отношений должно заниматься не только правительство нашей страны, но и само общество.

Список литературы

  1. Клейменов, М.П. Криминология и юридическая психология в развитии толерантности: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / М.П. Клейменов. — Омск: Омская академия МВД России, 2002. — 224 с.

  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. – Режим доступа:. http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28399/. (Дата обращения: 10.02.2018).

  3. Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii. (Дата обращения: 10.02.2018).

Просмотров работы: 101