В уставе всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано:
«Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Анализ определений феномена здоровья показывает неоднозначность подходов.
Так, В.П. Казначеев здоровье человека определяет как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Г.И. Царьгородцев считает, что здоровье это состояние гармоничной саморегуляции и динамичного равновесия с окружающей средой.
Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы
( И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.)
В детстве человек осуществляет более сложную и напряженную работу по самопостроению, самоконтролю, саморефлексии и саморегулированию.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название « здоровьесберегающие технологии».
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного возраста.
С выходом Федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования и начального общего образования положено начало непрерывности физкультурной деятельности детей в двух звеньях системы образования. Физкультурно - оздоровительная работа с детьми осуществляется по совокупности: максимального сближения форм, средств и методов обучения и развития, постепенного усложнения содержания нормативных требований программ организаций; с учётом охраны и укрепления здоровья детей, обогащения индивидуального двигательного опыта, последовательного обучения основным движениям, формирования элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Актуальность темы здоровьесберегающих технологий подтверждается и статистическими показателями, педагог может сделать для здоровья воспитанников не меньше, чем врач. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление своих воспитанников.
Воспитатель должен обучаться здоровьесберегающим технологиям, позволяющим ему работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью воспитанников. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольной образовательной организации, профессиональной компетенции педагогов, а также показателей заболеваемости детей.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогического процесса в детском саду. Рассмотрим ряд подходов к классификации здоровьесберегающих технологий.
Т.Г.Матвеева включает в классифицию следующие здоровьесберегающие технологии:
-коррекционные;
-физкультурно-оздоровительные;
-медико-профилактические;
-образовательные;
-обеспечивающие благополучие ребёнка;
-сохраняющие и стимулирующие здоровье;
-обучающие здоровому образу жизни;
-здоровьесберегающие и здоровьеобогащающие педагогов;
Д.Д Шарипова, М.А. Исмаилова, Г.А. Шахмурова выделяют следующие здоровьесберегающие технологии:
-стимулирующие (закаливание, физические нагрузки, приёмы психотерапии и фитотерапии, медикаментозные средства - препараты йода, железа);
-защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
-компенсаторно-нейтрализующие (дыхательная, оздоровительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, массаж, самомассаж, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги).
-информационно-обучающие (плакаты, листовки, брошюры, письма, которые адресованы детям, родителям, воспитателям и всем работникам образовательного учреждения).
.Н.К. Смирнов придерживается другой классификации здоровьесберегающих технологий и включает: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, экологические технологии, технологии обеспечения безопасности жизни, охарактеризуем их подробно.
-Медико-гигиенические технологии включают в себя контроль и помощь в создании необходимых гигиенических условий и норм. Для реализации данной технологии осуществляются мероприятия, направленные на санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников, организацию профилактических мероприятий.
-Физкультурно-оздоровительные технологии. Их цель - физическое развитие воспитанников закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости. Эти цели достигаются в процессе занятий, различных режимных моментов, в ходе самостоятельной двигательной активности детей.
-Экологические здоровьесберегающие технологии. Цель таких технологий - создание экологически оправданных условий жизнедеятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В ДОО это обустройство территории, участие в природоохранных мероприятиях, обучение бережному использованию природных ресурсов.
-Технология обеспечения безопасности жизни. Раз сохранение здоровья является частным случаем главной задачи - сохранения жизни, то требования и рекомендации по обеспечению безопасности должны обязательно учитываться в интеграции общей системы здоровьесберегающих технологий.
Существует классификация здоровьесберегающих технологий, разработанная М.С. Горбатовой, Э.И. Сафаргулиной, Н.А. Харламовой, И. А. Фроловой. Авторы выделяют следующие технологии:
-Технологии сохранения и стимулирования здоровья - это подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, ортопедическая гимнастика, ритмопластика.
-Технологии обучения здоровому образу жизни - это утренняя гимнастика, самомассаж, активный отдых, точечный массаж, коммуникативные игры, физкультурные занятия.
-Коррекционные технологии включают в себя: технологию музыкального воздействия, сказкотерапию, технологию воздействия цветом, психогимнастику.
Таким образом, все вышеперечисленные технологии в полной мере могут быть применены в практике работы современного дошкольного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольника с окружающим миром и социальной действительностью.-М., 2002г.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья 2003г. Т.7.№ 2. с. 21-28
3. Величко О.А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетенции педагогов ДОО (Текст) // проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч .конф.
(г. Пермь, январь 2013 г.) –Пермь: меркурий, 2013г.-С.49-51.
4.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологиии в ДОО: Методическое пособие (Текст) Л.В. Гаврючина,-М.: ТЦ Сфера, 2008г.-160 с. (Здоровый малыш)
5. Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОО.- Волгоград: Учитель, 2013г. с.36
6. Иванова С.С. Здоровьесберегающая среда в ДОО как фактор внедрения ФГОС ДОО (Текст)// Теория и практика образования в современном мире:
Материалы VII междунар.научн.конф. (г, Санкт-Петербург, июль 2015 г.)-СПб.: Своё издательство, 2015г.-с.14-16.
7. Сафаргулина Э.И. Виды здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII междунар. научн. практич. конф. ( Чебоксары, 31 декабря. 2015 г./ редкол.: О.Н. Широков ( и др.) Чебоксары.: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 г. №4 (7). С 129-132.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. –М.: АРКТИ, 2011г. С.89.-274с.
9.Шарипова Д.Д., Исмаилова М.А., Шахмурова Г.А. Журнал «Система ценностей современного общества» №22,2012г, с. 290-295
Издательство ООО» Центр развития научного сотрудничества» г.Новосибирск
10.Якурина М.В., Докина Е.Г., Трунова Н.Н., Гартвиг Ю.Г.
Здоровьесберегающие технологии в ДОО (Текст)// Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. Научн. Конф. (г.Москва, ноябрь 2016г.)- М.: Буки-Веди, 2016.-С. 160-163.-URL