Развитие познавательных психических процессов младших школьников является базисом для становления конкурентоспособного гражданина, что в свою очередь является важнейшей и актуальной задачей для современных педагогов. Эта задача решается путем развития у младших школьников таких познавательных процессов как: внимание, мышление, воображение, память, речь и восприятие. В статье рассматриваются возможности применения игры головоломки кубика Рубика для развития познавательных процессов младших школьников.
In the modern world more and more attention is paid to development of specific features and formation of the competitive personality. Modern society demands from the citizen of constant personal growth and development, for need of satisfaction of daily requirements. The foundation of development of such personality is laid in the childhood. During this period of life of the child the foundation for his further successful training at school, institute, the university is laid.
Development of informative processes of younger school students is basis for formation of the competitive citizen that in turn is the major and relevant task for modern teachers. This problem is solved by development in younger school students of such informative processes as: attention, thinking, imagination, memory, speech and perception. In article the possibilities of application of a game of a puzzle of the Rubik's Cube for development of informative processes of younger school students are considered.
Ключевые слова:кубик Рубика,познавательные психические процессы, головоломка, мышление, воображение, память, внимание, младший школьный возраст.
В настоящее время в системе дошкольного образования ведется поиск эффективных методов и средств работы по развитию познавательного интереса младших школьников. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования индивидуальности младших школьников на основе требований ФГОС НОО. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) установлены обязанности педагогов. Педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного конкурентоспособного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [5].Требованиями ФГОС также предусмотрено развитие индивидуальности обучающихся [4]. Все эти требования в совокупности обуславливают актуальность изучения вопроса развития познавательных психических процессов младших школьников в современном мире. Изучением этого вопроса занимались такие педагоги и психологи как: Л.А. Венгер, Н.Я. Семаго, Т.И. Чиркова, И.С. Якиманская Д.Б. Элбконин и другие. Их труды представляют собой большую значимость для изучения вопроса развития познавательных процессов младших школьников.
В начальной школе частой причиной плохой успеваемости учащихся является рассеянность внимания, низкий уровень произвольной памяти. Все эти характеристики особенно присущи гипперактивным и импульсивным учащимся, особенно тем, у кого плохо развита непосредственная память. В младшем школьном возрасте активно развивается произвольная память, которая приобретает осознанный характер. В этот период жизни формируется словестно – логическое мышление. Из многочисленных исследований ученых психологов можно сделать вывод что, учащиеся, не овладевшие произвольной памятью, словестно – логическим мышлением в младшем школьном возрасте переходят в разряд отстающих учеников в средней и старшей школе. Перед современным педагогом стоит важнейшая задача – создать все необходимые условия для формирования умственного развития, развития навыков мыслительной деятельности и творческой инициативы, формировать произвольную память, логическое мышление. Анализ изученной практики педагогов показывает, что зачастую педагоги склонны использовать в своей практики метод обучения по образу. Что в свою очередь затормаживает развитие словестно – логического мышления, не способствует развитию такого качества как гибкость ума.
В качестве положительного влияния на развития познавательных психических процессов предлагается использовать головоломку кубик Рубика.
Кубик Рубика был изобретен венгерским преподавателем архитектуры Эрне Рубиком. Он представляет собой механическую головоломку, смысл которой заключается в том, чтобы собрать все шесть сторон по одному цвету соответственно, так чтобы каждая сторона состояла только из одного цвета. В процессе игры ребенок, выстраивает алгоритм сбора кубика и сам того не замечая приучается к дисциплине логического мышления, наглядно- действенного мышления, вырабатывается усидчивость, формируется гибкость ума. Кубик заставляет своего обладателя находить выход из сложной сложившейся ситуации. Ученые неврологи утверждают, что при чрезмерном нервном напряжение, необходимо что либо перебирать в руках, для восстановления психического равновесия, поэтому при сборе кубика Рубика происходит концентрация нервного напряжения на сборе куба, тем самым организм постепенно успокаивается.
В настоящее время создано большое количество разных модификаций кубика Рубика: 4×4, 5×5, 7×7, зеркальный кубик и многие другие. Но классический кубик Рубика 3×3.
На мировом уровне проводятся соревнования по скоростному собиранию кубика Рубика – спидкубинг. Возраст участников соревнования не ограничен. По данным Всемирной ассоциации кубика (WCA) есть и о совсем юных участниках, возраст которых от трех лет, возможно именно они станут настоящими гениями в ближайшем бедующем.
Таки образом, при изучении проблемы влияния игры-головоломки кубика Рубика на развитие познавательных психических процессов младших школьников были сделаны следующие выводы:
Развитие познавательных психических процессов младших школьников является важнейшей задачей педагогов начальной школы.
Современный педагог должен развивать индивидуальные способности каждого учащегося, что продиктовано требованиями по ФГОС и в Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации
Увлечения головоломкой кубиком Рубика может поспособствовать развитию произвольной памяти, словестно – логического мышления, наглядно - образного и наглядно – действенного мышления. Что в свою очередь способствует развитию индивидуальности личность и становлению конкурентоспособного гражданина в будущем.
Библиографический список:
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с.
Наука и жизнь « Собрать кубик? Это не сложно» 23.051983г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.