ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Орехова В.А. 1, Лыженкова Р.С. 1
1Иркутский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель:

Исследовать отношение современной молодежи к культуре валеологии.

Поставленные задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.

  2. Провести анкетирование среди молодежи на знание валеологии и ее составляющих.

  3. Выяснить, действительно ли знание валеологической культуры и приобщенность к здоровью является «визитной карточкой» культуры студента.

  4. Обосновать то или иное отношение молодого человека к здоровью.

Объект исследования:

Отношение к валеологической культуре современных студентов первого курса.

Предмет исследования:

Знание валеологической культуры и приобщенность к здоровью как основная перспектива в современном обществе.

Понятие «здоровье» представляется нам, как «целый», «целостный», что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Бахтин Ю. К. в своей статье «Валеология - наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления» пишет о том, что основоположником валеологии является И. И. Брехман (1982), который рассматривал «здоровье человека как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [1].

В.В. Кожанов, изучая сущность понятия «валеологическая культура», понимает ее как «интегральное качество личности, складывающееся в процессе обучения и воспитания на основе ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его». Также он утверждает, что именно вовлеченность молодежи в культуру спорта может изменять взгляд на саморазвитие их культуры здоровья. Относительно физического воспитания студентов, автор считает, что физическая культура в ВУЗе является незаменимой и необходимой дисциплиной, а также влияет на целостное развитие организма, личности, приводит к гармонии жизнедеятельности и способствует высшей профессиональной подготовке в будущей специальности [3].Так как же мотивировать человека, особенно молодежь, на эту самую заботу и бережное отношение к себе и своему здоровью? В. Г. Лебедев выделяет несколько главных пунктов в ответе на данный вопрос: «...это самосохранение, подчинение этнокультурным требованиям, получение удовольствия от самосовершенствования, возможность самосовершенствования и самореализации, способность к маневрам и достижение максимально возможной комфортности» [4]. «Следовательно, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций», - В. Г. Лебедев.

В.Н. Яковлев в своей диссертации пишет, что: «характерной особенностью социума являются высокие требования, предъявляемые им к уровню образования человека и состоянию его здоровья» [6]. А это значит, что в настоящее время валеология и культура спорта являются неотъемлемой частью жизни человека не только в плане саморазвития, но и в образовательном плане. Так, например, нам с детства прививают спорт, как будущий, полезный и необходимый фактор в жизни каждого человека. Сначала это выражается в занятии зарядкой в детских садах и дошкольных учреждениях, затем общей физической культурой в общеобразовательных учреждениях, таких как школы, различные дополнительные кружки и секции спорта, далее высшие учебные заведения, в которых также необходимо вести занятия физ-рой. Следует вывод, что необходимость в занятиях спортом и в знаниях валеологии, как культуры, достигает максимума в современном обществе и играет огромную роль в течение всей жизнедеятельности индивида.

Э. Н. Вайнер имеет удивительную точку зрения и валеологию непременно относит к медицинской науке: «Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует от​метить, что между валеологией и медицинскими науками в отде​льных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимосвязаны с интересами, например, гигиены, санологии, профи​лактики заболеваний» [2]. Автор утверждает, что валеология – это есть наука великая, так как тесно взаимосвязана с другими множествами наук: биология, генетика, психология, экология, медицина, физкультура и спорт, санология (наука об общественном здоровье), экономика и производство, история и политология и многие другие.

С целью изучения отношения студентов к собственному здоровью, уровню самооценки здоровья, знаний о здоровом образе жизни, отношению к физической культуре и спорту, было проведено анкетирование около 60 студентов первого курса Иркутского государственного Института Путей Сообщения, факультет СОТ. Наибольший интерес вызывают следующие данные:

1. Оцените по пятибалльной шкале Ваше состояние здоровья:

«2» - 1%; «3» - 16%; «4» - 63%; «5» - 19%.

2. Каково Ваше отношение к физической культуре?

«Против занятий физ. культурой, я и так в хорошей форме» - 11%;

«Мне все равно» - 32%;

«Люблю занятия спортом и веду ЗОЖ» - 56%;

3. Знаете ли Вы показатели, характеризующие уровень Вашего физического состояния (вес, артериальное давление, пульс и т.д.)?

«Да» – 55%; «Нет» – 25%; «Затрудняются ответить» – 19%.

4. Знаете ли Вы показатели, характеризующие уровень Вашей физического подготовленности (результаты бега на 100, 2000 метров, силовые возможности и т.д.)?

«Да» – 41%; «Нет» – 35%; «Затрудняются ответить» – 24%.

5. Оцените по пятибалльной шкале уровень физ. подготовки в Вашем учебном заведении (ИрГУПС):

«1» - 7%; «2» - 7%; «3» - 32%; «4» - 25%; «5» - 29%.

На основе анкетирования можно сделать следующие выводы: студенты обладают низким уровнем культуры здоровья, большинство не имеют знаний о собственной физической подготовке и своих возможностях, но при этом характеристика о физическом состоянии здоровья (вес, пульс и т.д.) показывает неплохие результаты, больше половины опрошенных владеют такой информацией (см. прил.1, рис. 5). Также больше половины студентов сомневаются, что физическую подготовку в ИрГУПСе можно оценить на «5» (большинство студентов оценили систему в «3» балла, что не является хорошим показателем, были люди, оценившие и в «1» и в «2» балла, что тоже не мало важно) (см. прил. 1, рис. 3). Состояние здоровья самого студента дало неплохие результаты, среди которых подавляющее число ответило, что их вполне устраивает собственное состояние здоровья (см. прил. 1, рис. 2). Среди всех опрошенных также были молодые люди, которые обладают отсутствием направленности и мотивации к здравосозиданию и недостаточной физической деятельностью (студенты выбирали в опросе такие ответы, как «мне все равно на отношение к физ. культуре» и «я против занятий физ. культурой») (см. прил. 1, рис. 1). Негативных факторов и плохого отношения в результате опроса выявилось достаточно много, но такие показатели зависят не только от условий жизни и условий в данном учебном заведении, но и личное отношение к здоровью и валеологической культуре играет немало важную роль.

1. В ходе проведенного устанавливающего эксперимента выявлен большой процент студентов, страдающих различными заболеваниями. При этом состояние здоровья и отношение к состоянию здоровья испытуемыми не совпадают.

2. Анкетирование и анализ полученных данных позволяют сделать следующий вывод: студенты считают «Чтобы быть успешным в жизни, иметь материально обеспеченную жизнь необходимо быть здоровым».

3. Уровень сформированности валеологической культуры студентов при проведении эксперимента оказался низким и средним.

4. Самооценка соответствия стиля жизни здоровому образу жизни составила в среднем - 3,7.

5. В течение проведения опыта были запланированы пути выполнения формирующей стадии. Таким образом планировалось увеличение уровня валеологической культуры возможно при системно-имитирующем уровне учебно-педагогической работы.

6. В ходе проведения данного эксперимента студенты динамично трудились во вне учебного периода (сочетание повышения познавательного составляющего, мотивационно-ценностного и поведенческого).

Список литературы:

  1. Бахтин Ю. К. Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. — 2015. — №17. — с. 1.

  2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов // М.: Флинта: Наука, 2001. - с. 9, 22.

  3. Кожанов В. В. Теория и практика физической культуры / «Теория и практика физической культуры» // Москва, 2006. - с. 12-14.

  4. Лебедев В. Г. Валеология: текст лекций / Ярославль: ЯрГУ, 2008. – с. 3, 8-9.

  5. Трещева О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания / Трещева О. Л.: Омск, 2003. - с. 6.

  6. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений: учеб. пособие / В.Н. Яковлев; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». // Тамбов, 2010. – с. 3.

Просмотров работы: 261