ОБЗОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ТРУДАХ В. Н. АВАНЕСОВОЙ, А. К. БОНДАРЕНКО, Е. И. УДАЛЬЦОВОЙ, Е. И. ТИХЕЕВОЙ, А. П. УСОВОЙ, А. И. СОРОКИНОЙ, Б. И. ХАЧАПУРИДЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБЗОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ТРУДАХ В. Н. АВАНЕСОВОЙ, А. К. БОНДАРЕНКО, Е. И. УДАЛЬЦОВОЙ, Е. И. ТИХЕЕВОЙ, А. П. УСОВОЙ, А. И. СОРОКИНОЙ, Б. И. ХАЧАПУРИДЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Первыми их создал народ, который подметил одну из удивительных особенностей маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества каждым народом были созданы свои дидактические игры, были разработаны своеобразные дидактические игрушки, которые стали частью его культуры.

Со временем народные игры подвергались изменениям, которые вносили сами дети (обновляли содержание, усложняли правила игры, использовали другой игровой материал). Новые варианты игр создают педагоги - практики, которые опираясь на идеи, предлагают целые системы таких игр.

В статье освещен обзор исследовательских подходов к проблеме дидактических игр.

Educational games have been around for many centuries. They were first created by the people who noticed one of the amazing features of young children - receptivity to learning in the game, with the help of games and toys. Throughout the history of mankind every nation created their own educational games have been developed a kind of didactic toys, which became part of its culture.

Over time, folk games were subject to changes made by children themselves (updating the content, complicating the rules of the game, using other game material). New versions of games are created by teachers-practitioners who rely on the ideas offered by the whole system of games.

The article presents an overview of research approaches to the problem of didactic games.

Ключевые слова: дидактическая игра, дошкольный возраст

Актуальность. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А. К. Бондаренко. Это высказывание является актуальным и на сегодняшний день.

Во время игр происходит формирование всех сторон личности ребенка, возникают значительные изменения в психике. Во время игровой деятельности формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая наиболее доступна для школьников.

Цель - теоретически обосновать необходимость и эффективность применения дидактических игр, направленных на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить роль дидактических игр, как одной из форм организации обучения детей в детском саду;

- изучить различные подходы к проблеме дидактических игр в трудах разных авторов.

Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Первыми их создал народ, который подметил одну из удивительных особенностей маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества каждым народом были созданы свои дидактические игры, были разработаны своеобразные дидактические игрушки, которые стали частью его культуры.

Со временем народные игры подвергались изменениям, которые вносили сами дети (обновляли содержание, усложняли правила игры, использовали другой игровой материал). Новые варианты игр создают педагоги - практики, которые опираясь на идеи, предлагают целые системы таких игр.

Традиция широкого использования дидактических игр, которая сложилась в народной педагогике с целью воспитания и обучения детей, впоследствии получила своё развитие в трудах учёных и в практической педагогической деятельности. В конечном итоге особое место в каждой педагогической системе дошкольного воспитания занимали и продолжают занимать дидактические игры.

Впервые о новом подходе к дидактическим играм сообщила автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева. По ее мнению, дидактические игры являются одними из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми вместе с такими методами, как чтение, беседа, рисование, пение, труд. Е.И.Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, которая построена на принципе парности и состоит из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала. При использовании этих дидактических материалов в играх и занятиях детей, необходимо сопровождать их беседами. Руководящая роль Тихеевой в дидактических играх и занятиях отводилась воспитателю. Одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка Тихеева считала дидактический материал. Однако она предупреждала, что этот материал должен соответствовать основным запросам и интересам детей.[15, c.34]

Обучающие задачи, которые предлагает Е.И.Тихеева в своих играх, выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребёнка. В том числе они предполагают, что будут формироваться мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Для решения этих и ряда других задач (развитие внимания, памяти, коммуникативных умений) потребовалось изменить содержание игр. Содержимым дидактических игр послужила окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов.

Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно- печатные игры такие как: дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта, настольно-печатные игры, которые устроены по принципу парных картинок, геометрической мозаики. Всё это и сегодня используется в дошкольных учреждениях.

Из этого следует, что Тихеева подобрав в определённой системе дидактический материал, и разработав методику его использования, в своё время внесла ценный вклад в русскую дошкольную педагогику. [15, c.37-38]

После работ Е.И.Тихеевой идеи включения игры в процесс обучения продолжили А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др. С пониманием целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста перед исследователями встала проблема разработки дидактических игр, целью которых является обеспечение наилучших условий усвоения знаний, умственных навыков и умений.

Одной из первых, выдвинувшей положение о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, была А. П. Усова, причем в такой системе существенную роль должны играть общие знания, которые отражают простые закономерности и зависимости между явлениями реального мира. В течение дошкольного возраста можно наблюдать существенные сдвиги в умственном развитии, формирование общих представлений и понятий, развитие важных мыслительных операций таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и т. д.

По причине этого А. П. Усова ставила вопрос о такой систематизации знаний для дошкольников, с одной стороны, учитывающей их возрастные особенности, а с другой — способствующей формированию у детей общих представлений и понятий, развитию их мыслительных способностей. Она указывала на то, что если более четко систематизировать усваиваемые детьми знания и правильно организовать процесса обучения, то это позволить давать детям значительно более сложные знания, чем те, которые они усваивают в процессе повседневной жизни. На занятиях воспитатель должен не только в доступной форме излагать знания, но и раскрывать детям способы мыслительной деятельности, необходимые для овладения этими знаниями. [11; с. 16-17]

Исследователи Е.И.Удальцовой, Ф.Н.Блехер, А.И.Сорокиной, А.К.Бондаренко и др. установили, что дидактическая игра вместе с занятиями может быть использована для решения различных учебных задач таких, как формирование навыков умственной деятельности, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. С помощью дидактической игры, в том числе можно организовать обучение, закрепить ранее полученные знания, так же игра может послужить средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательном процессе, важная роль должна отводиться дидактическим играм, так как они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.[1; с. 114-115]

Огромный вклад в изучение дидактических игр внесла А.И. Сорокина. Она считает, что в игре происходит формирование познавательной деятельности ребенка, проявление особенностей этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых действий создаются интеллектуальные.

Увлекательные дидактические игры могут создать у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию.

В дидактических играх могут быть применены разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей.[12; с. 58-59]

Блехер Ф.Н. разработала классификацию дидактических игр, основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.

Блехер Ф.Н. отмечает, что дидактические игры с разнообразными (недидактическими) игрушками и предметами ценны тем, что ребенок воспринимает предмет со всеми присущими ему признаками, а также применяет знания, полученные в жизненных ситуациях. Этот подход находит отражение и в современных программах дошкольного воспитания и образования, несмотря на то что классификации дидактических игр после Ф.Н. Блехер претерпели некоторые изменения [6, с.18-19].

Игры, созданные Ф.Н.Блехер, по сегодняшний день используются в дошкольных учреждениях для формирования и закрепления математических представлений и развития умственных способностей детей.

Неоценимый вклад в развитие отечественной дидактики внес Б. И. Хачапуридзе.

"Различные способности и знания, - говорит Б. И. Хачапуридзе -, могут быть развиты различными дидактическими способами.Это может быть специальный дидактический материал, это могут быть дидактические игры."

Он отмечает, что теория и практика дошкольного воспитания испытывают нужду именно в систематизированном дидактическом материале. Дидактический материал должен, по мнению автора, развивать восприятие, увеличивать словарный запас ребенка, давать ему знания о цвете, форме, числе. [19, c.18-20].

Работы А.К.Бондаренко и др. доказывают, что специфика дидактической игры, как обучающей, заключается в её структуре, которая наряду с игровыми содержит и учебные задачи. Установлено, что " любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры ведёт её к разрушению - превращает в систему упражнений"[4, c.13].

В последнее время поиски учёных направлены на создание серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которым будут характерны гибкость, инициативность мыслительных процессов, перенос сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет четко закрепленных правил, наоборот, детей ставят перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры не традиционно-дидактическими, а развивающими.

Таким образом, изучив труды различных авторов о разработке вопросов теории практики дидактической игры, мы пришли к выводу о том, что исследователи видели её значительную роль в умственном воспитании детей дошкольного возраста, рассматривали как источник познания социального опыта взрослых и накопления ребенком собственного.

Ознакомление с окружающим миром в дидактических играх способствует возникновению у детей познавательных интересов, вопросов, споров между ними, которые содействуют переходу детского любопытства в любознательность, развитию наблюдательности, расширению и углублению круга знаний, освоению средств и способов познания. Дидактические игры развивают словарь, грамматический строй речи в процессе сравнения и классификации предметов, усвоения сенсорных эталонов, составления самостоятельных рассказов о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Общаясь с товарищами в игре, дети учатся решать спорные вопросы, аргументировать свои суждения, выводы.

Итак, важным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Познавательная активность у детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться дидактические игры. Поэтому использование дидактических игр в образовательном процессе детей является необходимым и актуальным и в настоящее время.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аванесова В. Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 2015. - 212 с.

  2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 2012.- 176 с.

  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2011.-160 с

  4. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М: Просвещение, 2013. - 192с.

  5. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы: Число, величина, форма, пространство и время / Ф.Н. Блехер. – М.: Учпедгиз, 2014.– 223с.

  6. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер.– М.: Просвещение, 2010. – 224с.

  7. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 2015. – 156с.

  8. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста // «Дошкольное воспитание» №11 2010 - 14с.

  9. Бондаренко А.К.: Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М.: Московский государственный педагогический институт, 2015.- 96 с.

  10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. - 192 с.

  11. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 2016. -164 с.

  12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение, 2002 - 96с

  13. Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады // Собр. соч. – М.: Наука, 2015.

  14. Тихеева Е.И. К вопросу о дидактическом материале // «Педагог» газета. – 2014. – 18 янв.

  15. Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 2015. -149 с.

  16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск, 2011.- 117 с.

  17. Усова А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М. : Просвещение, 2016. - 445 с.

  18. Хачапуридзе Б. И. О построении дидактических материалов и игр / Б. И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2013. - 220 с.

  19. Хачапуридзе, Б. Цвет и форма (образцы игрушек в детских садах для усвоения цвета и формы) / Б. Хачапуридзе // Игрушка. – 2013. – 26 с.

Просмотров работы: 1805