ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Набиулина Г.М. 1
1Ульяновский Государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Успешное развитие общества происходит при успешной социализации всего общества. Социализация детей-подростков особенно важна. Период подросткового возраста является одним из самых сложных и в то же время важных периодов в жизни человека. Согласно Фонду ООН в области перенаселения, к группе детей-подростков относят детей в возрасте от 12 до 17 лет. В этот период человек находится в промежуточном состоянии между детством и взрослостью. У ребенка меняется образ жизни, взгляды, поведение, процесс социализации. Термин «социализация» впервые по отношению к человеку употребил Ф.Г. Гиддингс в 1887 году[2, 235]. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления[4, 154]. Большое внимание к проблеме социализации школьников уделялось в трудах Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, А.А. Реана.

Мы понимаем социализацию как формирование у школьников социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности школьника при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта[1, 181]. Основную роль в процессе социализации играет окружение человека. Люди, которые в данный период находятся в близком кругу человека, которые имеют на него какое-либо влияние, называют агентами социализации. Выделяют первичных и вторичных агентов социализации. Вторичными агентами могут являться организации, учреждения и люди, не имеющие особого влияния на человека. А близкий круг людей, оказывающих определенное влияние на человека, являются первичными агентами его социализации. Именно взаимоотношения подростка с данной категорией лиц я бы хотела рассмотреть в своей работе. Агентами первичной социализации могут являться в первую очередь его семья, его друзья и сверстники. Подростковый возраст выделяется многими учеными как один из самых сложных и трудных периодов в жизни человека. За последние десятилетия отмечается особая тенденция «трудных подростков». Это обусловлено увеличением количества беспризорных и безнадзорных в России. Такие подростки недостаточно владеют навыками культуры речи, общения и поведения. В педагогической науке принято, что отклоняющееся поведение личности - это поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. При этом мы исходим из того, что коммуникативные способности - это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми, вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем - самым и в человеческую общность; это вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Поэтому их развитие у подростков с отклоняющимся поведением имеет особое значение[3, 256]. Исходя из сказанного, я считаю, что взаимоотношения подростков с их первичными агентами социализации очень важны в данный период. Особое внимание стоит обращать внимание на взаимоотношения в семье. В следствие этого необходимо вмешательство социального работника для разрешения данной проблемы. Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых событий путем оказания экстренной помощи (психологической, материальной, содействие в получении льгот, оздоровлении детей). При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное- не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия[5, 11].

В заключение, отметим, что после использования термина «социализация» относительно человека, сущность данного понятия заключается в приспособлении человека к конкретным условиям общества. А основную роль в процессе играет общество, которое окружает человека, то есть, его агенты социализации. И в случае неуспешной социализации подростка необходима помощь социального работника, которая заключается в поддержке и помощи в усвоении коммуникативных навыков и навыков адаптации.

  1. Бозина, И.Г. Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении // Вестник Томского государственного университета - 2007. / №300-1. С 180-183

  2. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 299с.

  3. Новик Н.Н. Коммуникативные навыки и их формирование у подростков с отклоняющимся поведением// Филология и культура – 2012. / №1(27). – С 254- 258

  4. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

  5. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении: Учебное пособие / Лозовская Е. Г. , Фалалеева Ю. В. – Волгоград: Волгоградский Государственный Университет, 2005. – 218с.

Просмотров работы: 98