ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Мигалева М.В. 1
1СОФ БелГНИУ (МБДОУ ДС №72 "Акварель")
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые задают федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, которые строятся на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Одним из направлений дошкольного образования является воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Важной составляющей данного процесса является эстетическое воспитание дошкольников.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Необходимо переосмысление содержательно-целевых ориентиров в эстетическом развитии детей дошкольного возраста с учётом современных социокультурных реалий и субкультуры дошкольников; ориентацией на методико-технологическое сопровождение эстетического развития детей дошкольного возраста и необходимостью разработки вариативных программ эстетической направленности; поиском современных ресурсов, средств, форм и методов работы с детьми, способствующих накоплению ценностного педагогического опыта по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к эстетическому воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является предметное изучение культурно-образовательной среды в контексте ее информатизации и использования ее виртуальных возможностей [9].

Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство дошкольной образовательной организации, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательно - образовательном процессе.

В настоящее время наблюдается тенденция новых потребностей в дошкольном образовании. Престижным направлением в инновационной деятельности является организация обучения средствами культурной виртуальной образовательной среды. Виртуальная модель образования в последние годы интенсивно развивается и здесь акцент идет на виртуальную образовательную среду.

Обучение в виртуальной образовательной среде это абсолютно новая парадигма образования и опирается она на функциональную эффективность технологий информации и коммуникаций и затем формируется особая культура обучения [1].

Работа по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе использования виртуальной культурно – образовательной среды Белгородской области должна опираться на наиболее эффективную форму обучения - виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным процесс эстетического воспитания, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Эстетическое воспитание, как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психологического новообразования детей дошкольного возраста.

Виртуальная образовательная среда создана для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса. Для информационного общества необходимы навыки владения информационными технологиями и образовательная среда в современных условиях должна уже удовлетворять потребности личности и общества [10].

Отечественная литература рассматривает виртуальную образовательную среду в работах таких ученых как Ф.Ф. Андреев, В.П. Тихомиров, И.В. Холодкова, А.В. Хуторской.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, что проблема эстетического воспитания дошкольников на основе использования виртуальной культурно – образовательной среды в исследованиях ученых рассматривается, но этого не достаточно в настоящее время в связи с реализацией ФГОС ДО.

На современном этапе вопрос развития личности, ее эстетического воспитания, формирования эстетической чувств выступает одной из важнейших задач, которые стоят перед дошкольным учреждением. Д.Б. Лихачёв в своем научном труде «Теория эстетического воспитания» основывается на определении, которое дал К. Маркс: «Эстетическое воспитание это целенаправленный процесс развития творчески активной личности ребёнка, который способен оценивать и воспринимать как прекрасное, так и комическое, трагическое, безобразное в искусстве и жизни, творить и жить «по законам красоты». Д.Б. Лихачёв подчёркивает главную роль целенаправленного педагогического влияния в эстетическом формировании дошкольника [4].

Имеется масса определений понятия «эстетическое воспитание», но, при рассмотрении даже некоторых из них, выделяются важнейшие положения, которые представляют его сущность. Во-первых, эстетическое воспитание является процессом целенаправленного воздействия. Во-вторых, эстетическое воспитание формирует способность видеть и воспринимать красоту в жизни и искусстве, правильно оценивать её. В-третьих, задачей эстетического воспитания выступает развитие эстетических идеалов и вкусов. И в-четвёртых, формирование способности к самостоятельному созданию прекрасного и творчеству. Разнообразное восприятие сути эстетического воспитания подразумевает и разнообразные подходы к его целям. Исходя из этого обоснование задач, проблем и целей эстетического воспитания требуют особого внимания [2].

В общем свете эстетическое воспитание означает процесс развития чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное соединено с искусством, с художественным отражением действительности в чувствах и сознании человека, со способностью человека как воспринимать прекрасное, так творить его.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетической культуры личности эстетическое воспитание это процесс целенаправленного воздействия который формирует способность видеть и воспринимать красоту в жизни и искусстве, правильно ее оценивать.

Вся структура эстетического воспитания обращена на разностороннее развитие личности ребенка, как в духовном плане, так и в эстетическом, интеллектуальном и нравственном. Это происходит в процессе решения определенных задач: развития способностей к художественно-эстетическому творчеству, овладение дошкольником знаниями художественно-эстетической культуры, развитие эстетических психологических качеств личности, которые выражаются эстетическим чувством, восприятием, вкусом, оценкой и другими структурными элементами эстетического воспитания [3].

На современном этапе развития дошкольного образования все чаще возникает потребность применения в образовании детей дошкольного возраста виртуальной культурно-образовательной среды.

Культурно-образовательная среда, по определению А.П. Сманцера – это часть культурно-образовательного пространства, инфраструктура, ориентированная на организацию успешной жизнедеятельности воспитанников, задающая гибкую динамику их познавательной деятельности и преобразующая интеллектуальную активность в личностную культуру. Она представляет собой совокупность условий и влияний дошкольного окружения на воспитание, обучение и развитие дошкольников [8].

Одним из факторов успешной организации культурно-образовательной среды выступает культурно-эстетическое воспитание, воспитание национального самосознания, воспитание гражданственности, физической культуры и охраны здоровья – органически включены в структуру образовательной организации. Реализация их на практике способствует интеллектуальному развитию воспитанников, самосовершенствованию и самореализации, создает психологический комфорт для каждого ребенка и благоприятный морально - психологический климат в коллективе.

Виртуальная образовательная среда включает в себя информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса.

Виртуальная образовательная среда - быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система виртуальная культурно-образовательная среда региона это сложное интегрированное понятие, совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные национально-культурные и исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества.

Виртуальная культурно-образовательная среда региона включает в себя социально-культурные объекты, представленные в сети Интернет сайтами, которые связанны с созданием и распространением культурных ценностей представляет собой устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, которые оказывают влияние на деятельность человека по созданию и освоению духовных ценностей, благ.

Виртуальная культурно-образовательная среда региона это социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность (трансляцию культурных норм, ценностей, идей) и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре [6].

Виртуальная культурно – образовательная среда региона представлена сайтами культурных учреждений области или края, на которых виртуально, не выходя из стен учебного заведения можно посетить выставку или посмотреть он-лайн трансляцию спектакля. Данная среда включает в себя большую и на современном этапе уже достаточно развитую сеть сайтов культурных учреждений: это библиотеки, театры, музеи и многие учреждения культуры.

Эстетическое воспитание детей начинается в дошкольном детстве, когда они получают первые представления о красоте окружающего мира. Именно в этот период важно сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить дошкольника к эмоциональному восприятию произведений искусства. Одним из средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста является использование возможностей виртуальной культурно – образовательной среды региона.

Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе. Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством эстетического развития современных дошкольников [10].

Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители, социокультурные учреждения.

Изучение опыта работы в России по эстетическому воспитанию современного дошкольника показывает, что эстетическое воспитание успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий [7].

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

В соответствии с возрастными особенностями детей и спецификой изучаемого материала непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению детей с родным краем эффективно проводить в форме виртуального путешествия.

Использование виртуальной культурно-образовательной среды, например, по ознакомлению детей с родной природой позволяет наиболее эффективно решать задачи, связанные с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических и этических чувств. Фотографии родного края с изображением красивого пейзажа леса, позволяют детям увидеть, «разглядеть» насколько край красив, насладиться этой красотой и проникнуться чувством гордости за Малую Родину. Фотографии птиц, животных, позволяют вызвать у детей самые нежные и трепетные чувства по отношению к ним и пробудить желание защищать, оберегать их.

Дошкольное образовательное учреждение должно работать в тесном сотрудничестве с музеями, так как виртуальная экскурсия в музей выступает важнейшим средством эстетического развития ребенка-дошкольника. С детьми можно посетить музей виртуально, рассмотреть экспонаты и послушать рассказы о природе родного края, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Познакомить детей с традиционной одеждой русского народа, с национальной русской избой. Данную виртуальную экскурсию целесообразно применять как в образовательной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию. Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования [7].

Интерактивное общение с помощью различных программ позволяет расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих эстетическому развитию старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства. У детей появится возможность осуществить виртуальную экскурсию в музей.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует эстетическое восприятие детей, способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

Список использованной литературы

  1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2010. – 102 с.

  2. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1995.

  3. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания/ Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2007. – 240 с.

  4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания/ Б.Т. Лихачев. – М., 1985.- 354 с.

  5. Мосина Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 119-125.

  6. Носкова Т. Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. - №167.- С. 183-194.

  7. Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 213-214. 

  8. Сманцер А.П. Культурно-образовательная среда учебного заведения как фактор гуманизации воспитания и образования// Педагогические науки : научно-теоретический журнал. - 2010. - № 5. - С. 7-11.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.

  10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

Просмотров работы: 165