Несостоятельность (банкротство) – это неспособность должника, которая признается арбитражным судом, в полном объеме удовлетворить условия кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[1]
Признаками банкротства считаются:
1) невозможность лица исполнить требования кредиторов, которые касаются оплаты товаров, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
2) невозможность лица исполнить требования кредиторов в связи с увеличением обязательств должника над его имуществом;
3) невозможность лица исполнить требования кредиторов в связи с малоудовлетворительной структурой его баланса. Малоудовлетворительная структура баланса - состояние имущества и обязательств должника, когда невозможно своевременно реализовать имущество и вырученными денежными средствами погасить имеющиеся долги. В то же время суммарная стоимость имущества может равняться общей сумме обязательств должника или превышать ее.
Появляющиеся кредитно-денежные отношения у должника и кредитора иногда приводят к разногласиям. Чтобы разрешить данную ситуацию помогает институт несостоятельности (банкротства).
Институт несостоятельности (банкротства) – комплексный правовой институт, который включает в себя нормы гражданского, финансового, административного, уголовного, трудового и других отраслей права. [2]
Институт несостоятельности (банкротства) помогает решить следующие задачи:
• должник, который не может удовлетворить требования кредиторов, обеспечивается защитой;
• каждый кредитор защищен от неправомерных действий должника и других кредиторов, при обеспечении сохранности и справедливого распределения имущества между кредиторами.
На данный момент основной целью института банкротства является сохранение предприятия и собственности его владельца за счет изменения системы управления предприятием, помощь в предоставлении отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество должны быть заинтересованы не в прекращении работы предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности с помощью особых процедур, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Часто банкротство предприятий возникает из-за отрицательного воздействия многих внутренних и внешних факторов. Организации, которые приспособились к всевозможным изменениям в экономической среде не только выживают, но и процветают в рыночной экономике.
Некоторой причиной неплатежеспособности может быть неправильная оценка руководителями предприятия ожидаемых темпов и направлений его развития. В организации, где отсутствует стратегия в деятельности, нацеленная на непродолжительный результат, нехватка знаний ситуации на рынке, недостаточная мотивация трудящихся, невысокий уровень квалификации рабочих, отсутствие современного развития управления издержками, безответственность руководителей перед учредителями за принятые решения приводят к финансовым проблемам.[3]
К причинам неплатежеспособности хозяйствующего субъекта можно отнести следующие:
• обстоятельства, которые влияют на снижение уровня доходов или опережающий рост обязательств;
• упадок спроса на продукцию по причине неплатежеспособности потребителей, перенасыщения рынка, плохого качества или завышенной цены;
• невозможность выхода на рынок сбыта за счет запретов, квотирования, таможенных и прочих ограничений;
• отсутствие собственных средств и отказ в выделении финансирования кредитными организациями;
• невысокий уровень оборотных активов;
• отсутствие эффективной структуры бюджетирования и стратегического планирования;
• высокая конкуренция и неправильное формирование цены на продукцию.
С точки зрения эффективности института банкротства наилучший вариант: должник сам сообщает о критическом ухудшении своего финансового положения, у него есть полная информация о предприятии, максимально рано обнаружить признаки кризиса.
Факторы повышения эффективности механизма несостоятельности (банкротства) отражены на Рис.1
Изменение концепции финансового оздоровления, отказ от узкого его понимания как плана погашения задолженности и реализация принципа восстановления платежеспособности на основе разработки комплексной стратегии оздоровления для обеспечения устойчивого сбалансированного роста. |
Предоставление права выбора наиболее эффективных мер восстановления платежеспособности с учетом финансово-экономического положения хозяйствующего субъекта, в том числе инициирование реструктуризации общим собранием кредиторов или компанией-должником минуя процедуру наблюдения. |
Повышение материальной заинтересованности арбитражных управляющих в результативности внешнего управления посредством увязки размера вознаграждения с доходом, полученным компанией, восстановившей свою деятельность. |
Рис.1 - Факторы повышения эффективности механизма несостоятельности (банкротства).
Основным критическим замечанием к отечественному институту относится метод банкротства крупных, экономически и социально- значимых организаций, с увеличением объема использования процедур банкротства в недобросовестных целях.[4] Поэтому нужны дополнительные механизмы модернизации института банкротства, основанные на двух важных новых для российского института банкротства положениях:
1. Максимальная координация мотивационных механизмов арбитражных управляющих с финансовыми результатами деятельности должника. Главные задачи государства в увеличении эффективности банкротства и повышении количества процедур финансового оздоровления направлены на увеличение контролирующей роли государства по отношению к арбитражным управляющим.[5]
2. Применение инновационной для отечественной экономики управленческой технологии –медиации, применяемой как в досудебных процедурах разрешения споров между должником и кредиторами, так и в процедуре банкротства, для смягчения конфликтов и разработки мирового соглашения. Медиация - это переговоры с участием нейтральной стороны, заинтересованной в том, чтобы конфликтующие стороны уладили свой спор выгодно для каждой из сторон. Развитие института банкротства предполагает квалифицированную управленческую деятельность главной фигуры данного института – арбитражного управляющего. Так как эффективность института зависит от итогов проведения процедуры банкротства, то от решения арбитражного управляющего зависит не только оптимальное удовлетворение интересов кредиторов, но и экономическая судьба должника.
Итак, для улучшения и повышения эффективности механизма регулирования процедур банкротства и финансового оздоровления организаций необходимы квалифицированно-подготовленный арбитражный управляющий, законодательные инициативы, направленные на закрепление мотивационных механизмов финансового оздоровления предприятий, которые находятся в стадии банкротства. Все это может существенно приблизить институт банкротства к цивилизованным рамкам и воплотить его позитивные функции.
Список литературы:
1. Булко О. Законодательство о банкротстве. / О. Булко // Хозяйство и право. – 1992. - №5. - С. 42-48.
2. Гаврилова В.Е. Банкротство в России. Вопросы истории, теории и практики / В.Е. Гаврилова. – М.: Теиз, 2003.-207с.
3. Дубинчин А.А. Институт несостоятельности и внеконкурсное удовлетворение требований к должнику – Юридическому лицу / А.А. Дубинчин // Хозяйство и право. – 1999.-№9.-С.63-69.
4. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности / С.А. Карелина. – М.: Волтерс Клувер, 2006.-360с.
5. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление предприятий. Теория и практика / А.З. Бобылева. – М.: Дело, 2004.-256с.