Спортивно-оздоровительный сервис является удивительным сочетанием спорта и услуги. Общество всецело нацелено на потребление, и поэтому предоставление спортивных услуг самого разного типа – прекрасная возможность заинтересовать широкие массы людей в спорте. Важно лишь учесть, что разным людям и разным возрастам интересно и необходимо разное, но проблемы разнообразия услуг в молодой отрасли спортивно – оздоровительного сервиса нет.
Внедрение сервисных технологий при проведении спортивных соревнований различного уровня является одним из основных условий качественного проведения спортивных мероприятий различного уровня.
Женская сборная Уральского федерального университета по футболу участвует в играх Чемпионата России по мини-футболу среди женских команд Высшей лиги. В рамках данной лиги команда принимает участие в выездных матах, а также является принимающей стороной при организации так называемых «домашних» матчей. При проведении «домашних» туров команда должна обеспечить достаточным сервисов приезжающие на тур команды.
Прежде чем рассмотреть сервисные процессы при проведении футбольного матча, нужно проанализировать целевые группы спортивного соревнования. Спортивные соревнования включают в себя множество различных групп пользователей, выполняющих разные функции в организации спортивных мероприятий и разные роли в процессе их проведения.
Рассмотрим целевые группы футбольного матча Чемпионата России по мини-футболу среди женских команд Высшей лиги.
Первая целевая группа – команды-участницы – это игроки команды и тренерский и административный персонал.
Вторая целевая группа – организаторы и судейский состав матча.
Третья целевая группа – партнеры лиги.
Четвертая группа – болельщики.
Рассмотрим сервисные процессы для первой целевой группы.
Сервисное обслуживание команд участниц можно разделить на несколько этапов:
Транспортное обслуживание.
Организация проживания и питания.
Организация тренировочного процесса.
Организация сервисного обслуживания во время проведения матчей.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Сервис начинается со встречи команды на вокзале (в аэропорту).
Футбольный клуб УрФУ обязан обеспечить комфортабельным транспортом (в жаркое летнее время – с кондиционером) для проезда футболистов от вокзала (аэропорта) в гостиницу и обратно, в дни тренировок и матча – из гостиницы на стадион и обратно. В случае, если команда размещается в местах проживания вблизи от спортивного комплекса, предоставление транспорта нецелесообразно.
Организация проживания и питания команд-участниц.
Приезжающей команде предоставляется несколько вариантов на выбор места проживания и питания, и они заранее, до приезда, выбирают для себя более выгодный вариант. Питание и проживание команды оплачивают сами.
Гостиница должна располагаться в непосредственной близости от места проведения игр, а также должна отвечать всем условиям, предъявляемым командой.
Организация тренировочного процесса.
Организация сервиса для проведения тренировочного процесса находится в компетенции принимающей стороны. Принимающая команда должна предоставить зал для тренировок, в котором будут проводиться матчи, не более одного раза продолжительностью один час. Также спортивный комплекс должен быть оборудован раздевалками, душевыми и туалетными комнатами. Раздевалка предоставляется каждой команде отдельно. Раздевалка должна быть оборудована шкафчиками (вешалками), скамейками, массажным столом. Раздевалка должна закрываться на ключ, который передается команде на время проведения матчей и тренировок. Кроме этого, принимающая команда должна предоставить необходимый спортивный инвентарь для проведения тренировок - мячи для игры в мини-футбол (не менее пяти штук).
Организация сервисных процессов во время проведения матча.
Сервисные процессы во время проведения матча можно также разбить на несколько частей: организация игрового процесса, организация судейства, обеспечение безопасности на матче, обеспечение медицинского обслуживания, информационное обеспечение.
Для обеспечения сервисного обслуживания во время игрового процесса клуб, принимающий тур, обязан:
обеспечить наличие игровой площадки со стандартными международными размерами (37-40 м x 17-20 м) с качественным покрытием, отвечающим Правилам игры, и размеченной технической зоной;
обеспечить наличие раздевалки для команды гостей, оборудованные достаточным количеством удобной мебели, душем с горячей водой, туалетом;
обеспечить наличие на стадионе исправного табло-хронометра;
предоставить для подачи мячей группу юных футболистов числом не менее четырех, одетых в спортивную форму, отличающуюся по цвету от цветов формы играющих команд и судей;
клуб, принимающий тур, обязан предоставить необходимый инвентарь и персонал для протирки площадки в процессе проведения игры. Персонал должен находиться за пределами двухметровой зоны площадки, не закрывая обзор судьям. Персонал должен быть одет в униформу, отличающуюся цветом от формы игроков и судей;
команда, являющаяся хозяином матча в данном туре, предоставляет 3 мяча (фирмы «Select» с логотипом РФС и АМФР) для проведения игры;
обеспечить наличие мест для официальных лиц команд в пределах технической зоны, которые не должны препятствовать обзору мини-футбольного поля зрителями;
обеспечить наличие кофе, чая, фруктовой и минеральной воды для судей и инспектора, минеральной воды для футболистов.
Далее рассмотрим сервисные процессы при организации судейства.
Судьи футбольного матча должны быть обеспечены отдельной раздевалкой, в которой должны быть доставлены вода в бутылках, чай или кофе. Раздевалка должна быть оборудована замкам, ключ должен быть передан судьям. Судьи должны быть обеспечены всем необходимым для проведения матча информационным материалом.
Место судьи-информатора должно быть оборудовано микрофоном.
Организация информационного обеспечения.
Клубы обязаны:
обеспечить интернет-трансляцию матчей из спортивного сооружения, в котором будут проводиться игры Первенства сезона.
‒ обеспечить наличие не менее пяти специально оборудованных мест для прессы;
‒ обеспечить наличие афиш и программок (формата А5, не менее 8 страниц) на матчи, выпускаемых клубом, принимающим тур, на которых обязательно должны быть логотипы РФС, АМФР и партнеров АМФР;
обеспечить наличие информационного табло и микрофона, рабочее состояние которых проверено до начала матча.
Перейдем к медицинскому обеспечению матча:
обеспечить наличие в течение матча медицинского персонала и машины скорой помощи. Машина скорой медицинской помощи обязана прибыть на спортивное сооружение за 45 минут до начала матча.
Немаловажной сервисной составляющей является обеспечение безопасности участников и зрителей во время проведения футбольного матча:
совместно с органами внутренних дел и администрацией спортивного сооружения обеспечить безопасность зрителей и участников матча, официальных лиц; Физкультурные и спортивные мероприятия проводятся на объектах спорта, отвечающих требованиям соответствующих нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, и направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности участников и зрителей, а также при условии наличия актов готовности объектов спорта к проведению соревнований, утверждаемых в установленном порядке.
Сервисное обслуживание партнеров матчей.
Партнеры матча имеют право на отдельный сектор на трибунах для комфортного просмотра матча. Кроме того, партнеры матча имеют право на размещение собственных информационных материалов на площадке.
Перейдем к сервисному обслуживанию болельщиков спортивных матчей.
Болельщики – одна из основных целевых групп на спортивном мероприятии. Если участники матчей, а также официальные лица и партнеры имеют множество мотивационных факторов для того, чтобы принимать в нем участие – спортивные, финансовые, рекламные и др., то для болельщиков мотивационным фактором может являться только успешная игра любимой команды. Для того, чтобы привлечь болельщиков на спортивные площадки, необходимо создать им все условия для комфортного «боления». Это и комфортное размещение в зале, и наличие гардероба и санитарных комнат, и обеспечение безопасности, и наличие анимационной программы, и другие факторы.
Клуб должен обеспечить наличие трибун для зрителей вместимостью не менее 100 (Сто) посадочных мест. Обязательным должно быть использование музыкального оформления через усиливающую звуковую аппаратуру. Но только в тех случаях, когда мяч не находится в игре и основные часы остановлены. Клуб должен обеспечить наличие не менее десяти специальных мест для ветеранов футбола. Желательным является работа точек питания, работа вендинговых аппаратов вблизи площадки. Болельщики должны быть обеспечены всей необходимой информацией через всевозможные информационные каналы.
Во время игры разрешается присутствие «талисманов» клуба (команды) и групп поддержки, но они должны находиться за пределами двухметровой зоны площадки. Им разрешается выходить на площадку только во время тайм-аутов или перерывов в игре. Они должны освобождать площадку не менее чем за 5 (Пять) секунд до возобновления игры. Анимационная программа для болельщиков должна включать в себя розыгрыши атрибутики клубов и другой сувенирной продукции.
Обязательное условие – работа клининговой службы во время проведения матча. Чистота в помещениях во время проведения матча создает комфортное ощущение как у участников, так и у зрителей.
Выполнение всех вышеперечисленных условий обеспечит качественное проведение соревнований по мини-футболу среди женских команд и станет залогом удовлетворения потребностей всех клиентских групп.
Литература:
Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 320 с.
Сайт Футбольного клуба «Уральский федеральный». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mfkjava.3dn.ru/ (дата обращения 05.12.2017).