В 2014 году в Институте физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета было открыто направление подготовки «Спортивно-оздоровительный сервис». Новая программа безусловно нуждается в маркетинговом продвижении среди целевой аудитории – абитуриентов и их родителей.
При разработке плана маркетинга нами были изучены методы продвижения образовательных программ в вузах России и сформированы собственные предложения.
На сегодняшний момент институтом используются следующие маркетинговые коммуникации:
1. стимулирование продаж (ценовые скидки, льготы);
2. ярмарочная и выставочная деятельность;
3. сотрудничество (совместные программы практик);
4. изготовление печатной продукции (рекламные буклеты);
5. проведение рекламных мероприятий:
Дни открытых дверей на базе института и в рамках общеуниверситетских Дней открытых дверей;
участие в выездных профориентационных мероприятиях;
День открытых дверей «Твой университет в твоем городе» в городах Свердловской, Тюменской, Курганской областях, республике Башкортостан и др. с презентацией ИФКСиМП;
проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету «Физическая культура» (экскурсия для школьников по спортивным объектам университета, организационное сопровождение мероприятий);
Проведение акции «Тест-драйв в Уральском федеральном» В ИФКСиМП - организация экскурсии для преподавателей по спортивным объектам университета (2016 год), институтский этап на 3 площадках (2017 год).
Но, на наш взгляд, данных инструментов недостаточно. Нами были подготовлены предложения по маркетинговым коммуникациям при продвижении новой образовательной программы ИФКСиМП.
Прямой маркетинг.
Прямой маркетинг подразумевает продвижение продукта с использованием каналов прямого отклика (базы данных, телефонный маркетинг, каналы прямого отклика).
При наличии средств целесообразно:
Подключать контекстную, таргетированную рекламу в соцсетях.
Данный инструмент широко используется в вузах города. В Уральском федеральном университете данным инструментом пользуется Институт государственного управления и права. На наш взгляд, рекламировать специальность целесообразно во «ВКонтакте» и «Instagramm», так как это наиболее часто посещаемые социальные сети молодежной аудиторией (интересующий нас возраст 15-17 лет). Стоимость подобной рекламы не слишком высока – от 3000 до 5000 рублей.
Организовать рассылку буклетов по образовательным учреждениям и ДЮСШ.
Данный вид рекламы дороже. Сумма затрат будет складываться из печати буклетов (около 4000 руб. за 1000 штук) и стоимости почтовой рассылки. Существует риск доставки буклетов не до целевого потребителя. Кроме того, необходимо предусмотреть затраты на работу специалистов по разработке дизайна буклета.
Проводить продвижение специальности среди преподавательского состава средних общеобразовательных школ, колледжей и ДЮСШ.
Здесь также применяется полиграфическая продукция и используется труд преподавателей и специалистов, выезжающих на места, а также специалиста, занимающегося подбором мест для агитационной работы, связями с образовательными учреждениями. Данной деятельностью может заниматься ответственный за работу с абитуриентами на кафедре.
Создание фирменного стиля, рекламных слоганов.
К сожалению, данный тип рекламы не используется на кафедре Сервиса и оздоровительных технологий ИФКСиМП. Ни у специальности, ни у кафедры нет фирменного стиля, логотипа, полиграфической продукции, аккаунтов в социальных сетях. Данную работу можно провести без дополнительных затрат, используя потенциал студентов и преподавателей. Можно провести конкурс студенческих работ по разработке фирменного стиля кафедры и специальности, либо провести эти разработки в рамках курсового проектирования. В данном случае затраты на разработку фирменного стиля составят только стоимость призов для победителей конкурса и печати дипломов и свидетельств участников конкурса.
Связи с общественностью (СМИ, спонсорство).
Целесообразно использовать возможности местных СМИ для информирования потенциальных абитуриентов о специальности. В настоящий момент этот инструмент не используется. Отчасти это происходит потому, что местные СМИ неохотно идут на бесплатную «рекламу» отдельным образовательных программ.
Реклама (ТВ, почта, радио).
К сожалению, высокая стоимость данной рекламы не оправдана при недостаточном финансировании.
Создание новой образовательной услуги на базе Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ повышает его конкурентоспособность на рынке этих услуг. Институт с появлением новых специальностей получает возможность для привлечения новых средств – как бюджетных, так и средств родителей и абитуриентов. Но, появление новой услуги невозможно без создания программы по ее продвижению, выводу на рынок с помощью методов маркетинга в образовании. Разработанная программа позволит продвинуть образовательную услугу в среду потенциальных потребителей и обеспечит приток новых клиентов.
Литература:
Баранник М.А. Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ooipkro.nm.ru (дата обращения 05.12.2017).
Сайт УрФУ. Институт физической культуры, спорта и молодежной политики. Направления подготовки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urfu.ru/ru/applicant/docs-abiturient/programs/ (дата обращения 05.12.2017).