Особое внимание этим понятиям уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В общих положениях ФГОС ДО в пункте 1.4. раскрыты основные принципы дошкольного образования, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования [4]:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Также Стандарт направлен на решение таких задач, как [4]:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В ФГОС ДО в п. 3.2.5. отмечено, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через [4]:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Под индивидуальностью следует понимать личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главную особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно [1, С. 65-66].
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности [1, С. 65-66].
Большое место в развитии проблемы индивидуальности человека выделял в своих работах Б. Г. Ананьев, который под индивидуальностью понимает закономерную систему, состоящую из 3-х компонентов [6]:
-свойств индивида (совокупность природных свойств),
-свойства личности (совокупность общественных и др. отношений),
-свойства субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, а также способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.
Понятие «инициатива» раскрывается, как– начало, почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях [3, С. 247].
В психологии инициативу рассматривают как характеристику деятельности, поведения и личности человека, означающую способность действовать по внутреннему побуждению [5, С. 89].
В вопросах развития инициативности наибольший интерес представляет изучение действий детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности, произвольности в игре, в труде, в познании, в обучении. Это связано с тем, что у детей формируются волевые качества, система представлений о деятельности, произвольность поведения в различных ее видах, стремление добиваться поставленной цели, основы ответственного отношения к результатам своих действий [5, С. 89].
Как отмечается Г. Б. Мониной, к концу старшего дошкольного возраста инициативы проявляются более дифференцированно и разнообразно. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, часто вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Таким образом, для инициативного ребенка дошкольного возраста характерными чертами являются: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая сфера, активность в различных видах деятельности; стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность [5, С. 100].
Условия, необходимые для развития инициативы и индивидуальности детей:
1. Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей. Чтобы ребенок мог заниматься тем, что ему по душе.
2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
3. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Проследить уровень развития инициативы детей дошкольного возраста можно с помощью «Карты проявления инициативности» (по А. М. Щетининой), методики диагностики (по П. Г. Нежнову, Н. А. Коротковой).
Таким образом, развитие индивидуальности и инициативы детей - очень важная задача, стоящая перед дошкольным образованием. Инициатива и индивидуальность чрезвычайно важные качества личности. Они необходимы для успешного вхождения ребенка в общество и его дальнейшей жизни.
Список источников:
Богословский В. В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. Общая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — Под ред. В. В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с., С. 65-66.
Жураковская В. Т. Индивидуальность как высший уровень развития личности. [Электронный ресурс]/ В. Т. Жураковская// Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»- С. 349- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnost-kak-vysshiy-uroven-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 11. 12. 2017).
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с, С. 247.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 13. 02. 2018).
Святцева А. В., Шухардина С. Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста// Педагогическое образование в России. 2016. № 3., 2016, с. 89.
Черновая А. А. Воспитание индивидуальности у дошкольников. [Электронный ресурс]// Черновая А. А. / Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2015/ Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/801/10044 (дата обращения: 27.09.2017).