СВОБОДЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК В МЕДИА ПРОСТРАНСТВЕ? - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СВОБОДЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК В МЕДИА ПРОСТРАНСТВЕ?

Бейбутов Р.А. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, ИРИТ, гр.16-КТЭС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информационное общество – это общество стремительно растущих, бесконечно набирающих обороты, потоков информации. Поистине, можно сказать, что главный идол этого общества – информация, изменяющая жизнь каждого, ибо потоки информации неиссякаемы, а если учесть главную атрибутивную характеристику информации – неожиданность, то наверняка можно говорить о непредсказуемости поведения этого идола по имени Информация. Журналы, газеты, телевидение, радио, интернет – все это источники, оформляющие и организующие медиа сферу тем или иным образом [1]. Собственно, они выстраивают и нашу жизнь, конструируя те или иные сценарии, определенные ценности, сиюминутную повседневность, обертки которой так соблазнительно разнообразны, что трудно устоять перед ними. Появление свободы слова актуализировало обсуждение проблемы свободы человека в медиа пространстве [4]. Насколько человек сегодня свободен? Попытки ответить на этот вопрос и составляют цель моей работы.

Ранее, в средние века свобода понималась довольно просто: человек был лично-свободным или лично-зависимым. С развитием капитализма понятие свободы приобретает иное наполнение, видоизменяясь и расширяясь. На следующем этапе развития физиологические потребности отходят на второй план вследствие процесса урбанизации, что инициирует совершенно новые вопросы. Есть еще одна важная потребность, помимо физиологических потребностей, это потребность связи с окружающим миром. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод к смерти. Поэтому понятие свободы меняется в зависимости от степени осознания человеком себя самого как независимого и отдельного существа. Вместе с этим на повестку дня выходят вопросы об индивидуальности, т.е. оригинальности и неповторимости. Сегодня это напрямую связано с медиа сферой. Процесс обособления от инфопотока можем назвать «индивидуализацией». Ниже я вернусь к этому. Пока человек не порвал эту связь с машиной программирования, он не может быть свободным.

Другой аспект индивидуализациирастущее одиночество. Прошлое состояние обеспечивало единство с окружающим миром и ощущение безопасности, потому что многие вещи были одинаковыми. С ростом осознанности растет и индивидуальность [6].

Разрушение оков, связывающих человека, это становление негативной «свободы от чего-то»[6] – свободы от инстинктивной предопределенности действий, навязываемой чем-то извне. С самого начала своего существования человек сталкивается с выбором между различными способами действий. Каждый шаг по пути большей индивидуализации угрожал людям новыми опасностями. Первичные связи, уже разорванные, невосстановимы. Человек не может вернуться в потерянный рай.

К концу средних веков возникло современное понятие времени, минуты приобрели ценность. Именно в это время появляется понятие позитивной свободы это свобода для того, чем человек занимается. И вот когда нужно выбирать, т.е. человеку сложно ответить на вопрос о смысле жизни, на него обрушиваются сомнения: кто он, что он, зачем он живет? Если ранее все эти вопросы имели конечные ответы заранее, то сейчас право выбора предоставлено каждому человеку индивидуально. Кроме того, негативную сторону свободы бремя, которое она представляет собой для человека, вообще трудно осознать, особенно тем, кто всем сердцем за свободу. При этом мы не в состоянии увидеть, что, хотя человек избавился от многих старых врагов свободы, в то же время появились новые враги, а это внутренние факторы, блокирующие полную реализацию свободы личности.

Мы полагаем, что свобода вероисповедания это одна из решающих побед свободы. Но при этом осознаем, что современный человек в значительной степени вообще утратил способность верить, во что бы то ни было, не доказуемое методами точных наук. Мы полагаем, что свобода слова это последний шаг в победном шествии свободы. Но забываем при этом, что, хотя свобода слова действительно является важной победой, современный человек находится в таком положении, когда многое из того, что «он» говорит и думает, думают и говорят все остальные. Пока человек не приобрел способность мыслить оригинально, то есть самостоятельно, не имеет смысла требовать, чтобы никто не мешал выражению мыслей. Кстати, про свободу информации. Если говорить откровенно, то у каждого из нас в кармане лежит кусок железа с мгновенным доступом к петабайтам информации. Закономерно обосновать получение новой информации очень просто: мир постоянно меняется, и чтобы быть в курсе новых технологий, необходимо постоянно получать новую информацию. Возникает закономерный вопрос: а сколько нового вы узнали сегодня?

В результате мы склонны считать, что проблема свободы состоит исключительно в том, чтобы обеспечить еще больше той самой свободы, которая нами уже получена в достаточном количестве. Поэтому необходимо добиться качественно новой свободы: такой, которая позволит нам реализовать свою личность, поверить в себя и в жизнь вообще.

Однако именно эта «свобода от» ответственна за отрицательные стороны в практическом смысле. Воздействие медиа сферы есть определенное программирование, формирующее ваш образ мыслей. Аналогичным образом прикосновение к не очищенным сточным водам может познакомить вас с миллиардами бактерий, микробов и других интересных вещей, а продолжительное влияние медиа сферы (теле, радио, кино, книги, журналы, Интернет) способно заразить ваше сознание и ваш разум множеством опасных вирусов или мемов.

Мем единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов. Кстати, сам термин «мем «и наука «меметика» принадлежат Ричарду Доукинзу; они были впервые упомянуты им в книге «Ген Эгоизма». Мемы – вирусы разума. Они, подобно компьютерным вирусам, являются паразитами. Чем более сильны эмоции, тем быстрее тиражируется мем. В области денег и успеха существует целая группа мемов (мемплекс) Однако эти мемы имеют целью удержать вас от того, чтобы заработать деньги, а не наоборот. Подавляющий процент населения заражен ими. Приведем примерный перечень известных мэмов: а) «деньги – это зло»; б) богатые люди – это зло; в) быть бедным – благородно; г) люди много работают, и нет времени на семью; д) богатые люди – лжецы, предатели и воры; е) деньги портят людей [2].

Может быть, вы не согласитесь со мной в том, что слова, услышанные вами в шестилетнем возрасте от учителей или родителей, могут помешать учиться, развиваться, любить, но, к сожалению, это вполне возможно. Но на деле такие ситуации происходят с миллионами людей.

Очевидно, что одним из главных разносчиков вирусов являются средства массовой информации, где вся информация, даже развлекательного характера, всегда подается с определенной точки зрения, тенденциозно, согласно чьему-то мнению или взглядам. Именно эти кто-то и конструируют все в социуме: сообщества, ценности, представления/

Меня тревожит тот факт, что на 90% то программирование, которому вы подвергаетесь является негативным, и, как результат, у вас появляются страхи и различные ограничения.

Одним из распространенных мемов является то, что счастье за деньги не купишь. Не поймите меня неправильно, но с деньгами проще. Допустим, ваша ценность – это семья, то есть вы хотите, чтобы все были дружны и здоровы. Но это невозможно без достаточных финансовых ресурсов. Т.е. чтобы сходить в больницу, иметь фрукты на столе круглый год, сходить в бассейн, попутешествовать – нужны деньги. Подобное тиражирование в корне неверной идеи заставляет вас наступать на горло собственному успеху и отвергать счастье и здоровье. И каждый раз, когда вы идете в кино, смотрите телевизор, читаете книгу с таким посылом, то эта идея срабатывает с определенным множителем.

Разберем несколько примеров программирования на примере известных фильмов.

Все, конечно, смотрели фильм «Титаник»? Если нет, то внимательно прочитайте и посмотрите, обращая внимание на то, о чем я напишу дальше. Этот фильм демонстрирует довольно узкие ограничения в представлении о деньгах и успехе. «Титаник» на разных уровнях внедряет в ваше сознание установки вроде: «Быть бедным – благородно», «Богатые люди безнравственны», «Деньги – это зло».

Итак, приступим к анализу: Главный герой – бедный, не обремененный заботами человек, ему не нужно беспокоиться, что его «мерседес» кто-то поцарапает, жизнь героя бьет ключом. Он даже билет на корабль выигрывает в карточной игре, а это, значит, бедные все получают легко и быстро. Роза, главная героиня, выходит замуж за богатого, который, конечно, злой, надменный, не любит людей, постоянно утверждается за счет людей менее богатых. Наше подсознание говорит, что мы хотим быть больше похожи на бедного.

На ужине богатых все выглядит довольно интересно: косые взгляды, разговоры ни о чем. Но герой Ди Каприо говорит девушке, что покажет ей, где настоящее веселье. Бедные, конечно, веселятся, все у них хорошо. А главное, что они вместе. Любой человек стремится подсознательно быть в социуме. Есть еще один интересный момент: почти в самом конце фильма старушка выбрасывает ожерелье, которое было у нее все это время. Она даже не рассматривает вариант, чтобы отдать его внучке и тем самым улучшить ее финансовое положение, ведь оно стоит больших денег.

Уровень за уровнем этот фильм подсознательно убеждает вас, что деньги – это плохо, богатые люди – это зло, а бедность – это хорошо, это возвышает.

Возьмем еще пример «Человека-паука». В первом фильме кто злодей? Правильно, миллиардер! Помните, как бедный Питер Паркер наконец встретился с девушкой, в которую был столько лет влюблен? Они оба вышли выкинуть мусор и в этот момент встретились. Она заговорила с Питером, и, кажется, вот это начало чего-то большего. И вот эту идиллию прерывает некий молодой человек, который появляется на новенькой машине, которую ему на день рождения подарил плохой и богатый отец.

Девушка этому радуется и уезжает, оставив Питера одного. Позволю себе риторический вопрос: «Как вы думаете, какое мнение у вас складывается на подсознательном уровне о богатых людях?»

В этом фильме также есть эпизод, в котором дядя Питера говорит: «Может мы и не богаты, но мы, по крайней мере, добрые люди». Что это значит, если написать по-русски: «Радуйся, что ты беден. Это значит, что ты честный, благородный человек, потому что все богатые люди – лгуны, предатели и воры». Вот таким образом то, что вы слышали в десятилетнем возрасте, может влиять на ваши убеждения 20, 30 и даже 40 лет спустя. Кстати, для большего эффекта, Питер – сирота. Впрочем, как Бэтмен, Чудо-Женщина, Гарри Поттер.

Средства подсознательного программирования хороши тем, что герой не выражает это прямым текстом, а эта информация путем образов загружаются сразу в подсознание. Однако, обобщая примеры с интерпретацией фильмов, я говорю, что пойду смотреть нового человека-паука, когда эти фильмы выйдут, но когда я их смотрю, то осознаю, в чем заключается их программирование. В этом сила, брат.

Однако, это не вселенский заговор, нацеленный на поддержание вашей бедности. Люди, вовлеченные в процесс распространения подобных мемов, обычно не подозревают, что творят. Сценаристы повторяют классические сюжеты, авторы телепрограмм повторяют некоторые фокусы снова и снова. Последовательность передачи этих идей не прерывается.

Возьмем еще один аспект медиа культуры – новости. Каждый слышит какие-то новости, пусть не из официальных источников, а от друзей или знакомых. Информационные компании делают деньги на новостях. Раньше человека, принесшего плохую весть, убивали, а сейчас плохие вести продаются лучше всего. В любом случае задача новостей – быть интересными, а негативные эмоции вызывают больше интереса.

Если проанализировать качество информации, то получится, что они на 70% состоят из негатива (теракты, убийства, катастрофы) и на 30% из нейтральных новостей, в том числе просьбы о помощи детям на операции. Невольно возникает резонный вопрос: неужели вам так необходимо знать, сколько домов сгорело там-то, сколько людей убито где-то. Осознание этой негативной информации создает негативные мыслительные модели в вашем сознании. Мировоззрение искажается, и человек начинает ожидать плохого. А это, в свою очередь, вызывает заблуждения в восприятии бытия.

Если вспомнить еще один неотъемлемый пункт медиа сферы, то реклама на сегодняшний день занимает не последнее место по уровню влияния. Методы современной рекламы обращены к чувству, а не к разуму. В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, и за счет этого она приносит человеку удовлетворение. По сути, эти методы усыпления способности к критическому мышлению намного опаснее, чем открытые выступления правительства.

По мере взросления вы становитесь все более подверженными влиянию информации. Возможно, вы исповедуете ту веру, согласно которой вы родились грешником, обреченным на вечное раскаяние. Вас программируют шаг за шагом; у вас появляются убеждения, определяющие вашу личность. Вы не осознаете, как это происходит, но это происходит. Все ваши глубочайшие представления о взаимоотношениях, успехе и деньгах – кристаллизуются в вашем сознании до 10-летнего возраста. Что происходит после того, как компьютеру задана программа? Верно – он ее выполняет.

Вывод можно сделать из всего довольно простой. Свобода человека в медиасфере – это иллюзорное понятие. Разработано немало технологий, способствующих развитию и изменению массового сознания, часто, в нужном кому-то чему-то, направлении.

Список литературы

[1]. Бейбутов, Д.А.Мир как конструкт клипового сознания, или о будущих сценариях человечества / Д.А. Бейбутов, Т.Л. Михайлова // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-4. С. 585-589.

[2]. Гейдж, Ренди. Почему вы глупы, больны и бедны [Электронный ресурс]. – URL: www. // http : audioknigi.club›geydzh-rendi-pochemu-vy-glupy…i…

[3]. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека: пер. с англ. В. Николаева. – М.: Кучково поле, 2011. – 464 с.

[4]. Санников Н.А. « Серфинг» на электронных волнах, или о свободе в мире интернет-коммуникаций / Н.А. Санников, М.В. Рожкова, Т.Л. Михайлова // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-3. С. 396-401.

[5].Терентьева, И.Н. Философия: учебное пособие (практикум) для студентов вузов / И.Н. Терентьева, Т.Л. Михайлова; Нижегородский гос. техн. университет им. Р.Е.Алексеева. – Н.Новгород. 2013. – 182 с

[6]. Фромм, Э. Бегство от свободы; пер. с англ., общ. ред ПП.С. Гуревича. –М.: Изд. группа «Прогресс», 1995. – 256 с.

Просмотров работы: 335