Конечно, компьютерные игры могут нести вред, особенно маленькому неокрепшему уму. Ведь ребёнок в малом возрасте всегда ищет пример для подражания. Это может быть его отец или некий идеальный герой, сконструированный в воображении ребёнка. Но и может произойти так, что ребёнок, играющий в компьютерную игру, может найти такой пример для подражания, который плохо отразится на психике ребенка, и он будет нести вред окружающим, чтобы добиться своей цели и будет считать, что он поступает правильно. Неудивительно, что в последнее время дети стали более агрессивными и жестокими.
Цель исследования: Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на ребенка в подростковом возрасте.
Объект исследования: Компьютерные игры.
Предмет исследования: положительные и отрицательные характеристики компьютерных игр.
Задачи исследования:
1. Провести анкетирование среди ребят подросткового возраста на предмет использования игр в повседневной жизни.
2. Подобрать материал; исследовать, каковы польза и вред, приносимые компьютерными играми, пользующимися популярностью среди подростков.
3. Подвести итоги исследования и описать результаты.
Методы исследования: анкетирование, анализ информации и поиск источников, сравнение.
Методика и техника исследования заключалась в составлении анкеты из вопросов на данную тему, в какие игры играет молодое поколение и чему они их научили, что испытывали во время игрового процесса и что чувствовали после игры.
Исследование проводилось среди учеников средней школы и студентов колледжа в городе Тюмени. В исследовании приняли участие ученики пятого класса в количестве 17 человек, ученики девятого класса в количестве 5 человек, ученики одиннадцатого класса в количестве 9 человек и студенты 1 курса колледжа в количестве 16 человек. Общее количество участников тестирования составило 47 человек. Участникам тестирования было предложено 8 вопросов, на которые они должны были ответить.
Результаты анкетирования
Анкетирование (приложение 1), проведенное в 5, 9, 11 классах и на 1 курсе колледжа на базе 9 классов, дало следующие результаты.
Выяснилось, что большинство ребят, около 90 %, проводят свободное время за компьютерными играми.
На вопрос: Сколько часов в день ты уделяешь компьютерным играм? – ответили:
Как видно по диаграмме большинство ребят уделяют на игры 3 и менее часов в день. Проводящих за играми по 5 и более часов в день не больше 1 человека на группу.
На вопрос, каждый ли день ребята играют в компьютерные игры ответили:
Можем сделать вывод, что неиграющих каждый день больше как минимум в 2 раза.
Следующим вопросом было: Хватает ли тебе времени на выполнение домашнего задания, на живое общение с друзьями и семьёй, в помощи по дому?
Всем анкетируемым, кроме 1 человека хватает времени на живое общение и дела по дому.
Следующий результат получен на вопрос: Что ты испытываешь после игры в компьютерные игры (удовольствие; усталость; боль в глазах, кистях рук; страх; нервное напряжение; злость)?
Подавляющее большинство ребят испытывают удовольствие во время игры.
Отвечая на вопрос: Как ты относишься к просьбе родителей, когда играешь? – ребята выбрали следующие ответы:
Ребята спокойно реагируют на просьбы родителей о помощи.
Обучающиеся 5, 9, 11 классов и студенты отнеслись заинтересованно и ответственно к выполнению предложенного им задания.
Решили выделить более важные вопросы из анкеты:
На вопрос, в какую игру играют, мне чаще всего встречались следующие ответы: Grand theft auto 5, Counter strike Global Offensive, Dota 2 и World of tanks, то есть учеников всех возрастов интересуют онлайн-игры.
На вопрос, сколько часов в день уделяют играм, все ученики уделяют в среднем по 3 часа.
В то же время на вопрос, мешают ли игры в учёбе или в общении с семьёй, все ученики ответили, что им хватает времени на общение с семьёй и на учёбу. То есть, такой значительный объем времени, посвященный компьютерным играм, не ограничивает учеников в общении и не мешает в учёбе.
И ещё один вопрос меня интересовал: чему научили компьютерные игры? Кого-то научили английскому языку, кого-то логике и стратегии. То есть компьютерная игра, это не бесполезная вещь, в ходе неё ученики получают опыт, умения и знания.
Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.
Игры разные: и логические, и «гонки», и спортивные, и игры-путешествия, и учебные, и фантастические достаточно агрессивные. Поэтому они влияют на ребят по-разному: игры учебные - на развитие логики; игры-путешествия - развивается память, внимание, любовь к спорту; они узнают новые приёмы игры, например, в футбол. У этих ребят хорошо развито логическое мышление, они быстро находят новые способы решения задач, демонстрируют хорошие вычислительные навыки. Ребята, которые увлекаются компьютерными «гонками», «стрелялками», более раздражительны, у них болят глаза после игры. Их успехи в учебе намного скромнее. Они невнимательны, раздражительны, допускают много ошибок и при вычислениях, и на письме, читают медленно, по слогам, иногда бывают не готовы к уроку или плохо выполняют домашнее задание.
Возможности компьютерных игр неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.
Компьютерные игры способствуют формированию у воспитанников рефлексии своей деятельности, позволяют детям наглядно представить результат своих действий. Компьютерные игры имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.
Компьютерные игры в отличие от других видов игр, позволяют ребёнку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведёт к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Компьютерные игры приобретают огромные преимущества по сравнению с другими играми. Они открывают путь к осознанию своей деятельности. Поэтому умеренное увлечение компьютерными играми являются полезным инструментом для обучения детей.
Компьютерные игры - это «хорошо» или «плохо»?
Почему «хорошо»:
Компьютерные игры развивают:
• быстроту реакции;
• мелкую моторику рук;
• визуальное восприятие объектов;
• память и внимание;
• логическое мышление;
• зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат:
• классифицировать и обобщать;
• аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
• добиваться своей цели;
• совершенствовать интеллектуальные навыки.
А что же тогда «плохо»?
Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.
Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось в результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь стрессы, которые вызваны зависимостью от компьютера: боязнь потери информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что большая часть принявших участие в анкетировании подростков проводит свободное время сидя за компьютером в малоподвижном положении, но это им совсем не мешает в учёбе или в общении с семьей и друзьями, и игры могут дать немного полезной информации и определенный опыт.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнены и разобраны плюсы и минусы ряда популярных среди подростков компьютерных игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что после завершения исследования будет возможно оценивать полезность компьютерных игр и выбирать игры, развивающие мышление, логику, внимательность.
Знание самого компьютера в настоящее время необходимо для трудоустройства и для комфортного ощущения себя в современном мире.
Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.
Список литературы:
1. http://greatgamer.ru/short_reviews/dota_2.html.- (дата обращения: 05.02.2018)
2. http://mmoglobus.ru/world-tanks-opisanie-igry#ixzz4Yn - (дата обращения: 05.02.2018)
3. http://wotafaq.com/78086/сколько-в-среднем-длится-бой.- (дата обращения: 05.02.2018)
4. http://greatgamer.ru/short_reviews/counter_strike_glo. -(дата обращения: 05.02.2018)
5. http://gta5supermods.ru/stati/gta-5-opisanie-sistemny. -(дата обращения: 05.02.2018)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы анкеты
1. Играешь ли ты в компьютерные или онлайн игры?
А) Да Б) Нет
1.1. В какую игру ты играешь?
___________________________________________________
2. Сколько часов в день ты уделяешь компьютерным играм?
А) 1 и менее
Б) 3
В) 5
Г) более 5
3. Ты каждый день играешь в компьютерные игры?
А) Да Б) Нет
4. Какого жанра тебе нравятся игры? (ужасы, фэнтези, детектив, приключения, выживание, шутер)
5. Хватает ли тебе времени на выполнение домашнего задания, на живое общение с друзьями и семьёй, в помощи по дому?
А) Хватает Б) Не хватает
6. Что ты испытываешь после игры в компьютерные игры (удовольствие; усталость; боль в глазах, кистях рук; страх; нервное напряжение; злость)?
7. Как ты относишься к просьбе родителей, когда играешь?
А) Спокойно
Б) Мне это не нравится
В) Меня это раздражает
8. Чему тебя научили компьютерные игры?
________________________________________________________________