В диагностике приняло участие 30 человек-студентов, претендующих и рекомендованных к участию в конкурсах профессионального мастерства. Количественный и качественный анализ результатов проведенных методик, позволил сделать следующие выводы:
1)Мотивация успеха у 52% опрошенных студентов слишком высокая. У 0% слишком низкая, у 17% средняя, у 31% высокая.
Т.е у конкурсантов преобладает слишком высокая и умеренно высокая мотивация успеха.
2)Мотивация избегания у 50% слишком высокая. У7% слишком низкая, у 20% средняя, и 23% высокая.
Т.е у конкурсантов преобладает слишком высокая и умеренно высокая мотивация избегания.
Данный факт свидетельствует о том, что студенты в основном стремятся к успеху, к конкурсной деятельности. Но при этом высока вероятность избегания (т.е. могут найти причины/отговорки, чтобы избежать участия или в сложный момент покинуть конкурсную площадку).
3) Стрессоустойчивость – это способность управлять своим эмоциональным и физическим состоянием при стрессовых нагрузках, самовнушаемость, умение переключаться.
Стрессоустойчивость, как способность переносить стрессовые ситуации у 64% опрошенных студентов оказалась среднего уровня. У 32% низкая и только лишь у 4% высокая. Т.е. стрессоустойчивость у большинства студентов оказалась средняя.
4)Диагностика акцентуации характера показала, что у большинства студентов (70%) ярко выраженных акцентуаций характера не выявлено. Преобладающими акцентуациями со средней выраженностью были выявлены гипертимность, застреваемость/ригидность, экзальтированность, демонстративность и эмотивность.
5) Результаты методики «Адаптивность», выявили следующие количественные данные:
Адаптивные способности
У 25% студентов низкие, 62,5%-средние, 12,5% - высокие
НПУ (нервно-психическая устойчивость)
У 19% студентов низкая, 75%-средняя, 6% - высокая
Коммуникативные способности
У 12,5% студентов –низкие, 87,5%-средние, 0% - высокие
Моральная нормативность
12,5% -низкая, 87,5%-средняя, 0% - высокая
Т.е. основные показатели на среднем уровне, в норме.
6) Результаты методики УСК. В основу определения уровня субъективного контроля личности положены 2 предпосылки:
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный.
В первом случае (экстернал) человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае (интернал) человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.
Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интервальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
У студентов-претендентов на участие в конкурсах профессионального мастерства нашего техникума количественные и качественные показатели локуса субъективного контроля расположились таким образом:
1. Шкала общей экстернальности/интернальности.
УСК общий: экстернальность 50% – интернальность 50%
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля (интернальности) над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Низкий показатель по шкале (экстернальность)соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений.
УСК в области достижений: экстернальность 17% - интернальность 83%
Высокие показатели (интернальность) по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.
Низкие показатели по шкале (экстернальность) свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам— везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач.
УСК в области неудач: экстернальность 58% - интернальность 42%
Высокие показатели по этой шкале (интернальность) говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.
Низкие показатели (экстернальность)свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях
УСК в области семейных отношений: экстернальность 58% - интернальность 42%
Высокие показатели (интернальность)означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.
Низкий (экстернальность)указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений.
УСК в области производственных отношений: экстернальность 67% - интернальность 33%
Высокий (интернальность)свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
Низкий (экстернальность)указывает на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам —руководству, товарищам по работе, везению - невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений.
УСК в области межличностных отношений: экстернальность 50% – интернальность 50%
Высокий показатель (интернальность) свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
Низкий (экстернальность) -напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
УСК в области здоровья: экстернальность 50% – интернальность 50%
Высокие показатели (интернальность) свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
Человек с низким (экстернальность)считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Т.е. среди конкурсантов примерно равное количество экстерналов и интерналов. Доминирует преобладание интернальности по шкале УСК в области достижений.
Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК/экстерналы характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных.
Люди с высоким УСК/интерналы считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.
Таким образом, общий анализ проведенного исследования, позволяет заключить, что дальнейшую работу со студентами-конкурсантами целесообразно проводить в направлении повышения их стрессоустойчивости, интернальности и снижения мотивации избегания.
Список литературы
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара. – Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.