ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Молодые преподавали, прошедшие подготовку в отечественной системе образования имеют хороший уровень теоретических знаний, но при этом не умеют их применять на практике. Устроившись на работу, в образовательные учреждения среднего профессионального образования они попадают в некомфортную профессиональную ситуацию, т.е. испытывают затруднения в профессиональной деятельности.

Именно поэтому на начальном этапе профессионального становления молодому педагогу необходима помощь.

В настоящее время данная проблема является актуальной во всем мировом пространстве. Проводится множество исследований, разрабатываются новые технологии, формы, методы, позволяющие готовить педагогов-практиков.

На рисунке 1 представлены результаты анализа методов, позволяющих формировать практико-ориентированные умения.

Из международного опыта подготовки практико-ориентированных педагогов можно выделить две основные модели: синхронная и последовательная.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что наиболее эффективным методом помощи является - микропреподавание.

Данный метод позволяет позволяет отработать теоретические знания на практике за короткий срок.

Микропреподавание состоит из мини-уроков, продолжительностью от 5 до 15 минут. Проведение каждого урока фиксируется на видеокамеру, с целью осуществления рефлексии после проведенного мини-урока.

В рамках школы молодого педагога на базе ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса», было проведено исследование.

Цель исследование - выявление уровня сформированности практико-ориентированных умений молодых преподавателей и апробация эффективности метода микропреподавание при формировании практико-ориентированных умений молодых преподавателей в условиях СПО.

 

Практико-ориентированное обучение – процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки

 

 

 

Зарубежный опыт

Синхронная модель предполагает сочетание в общем курсе высшего образования предметной и профессиональной подготовки

 

 

В последовательной модели предполагается, что профессиональная подготовка педагогов в определённой предметной области уже после окончания высшей школы

Опыт РФ

Проект модернизации педагогического образования, направленный на усиление практической и исследовательской направленности подготовки педагогических кадров

Активно используемые методы: микропреподавание,профессиональные пробы,кейсы, рефлексивное наблюдение, обучение на конкретных примерах или ситуациях и другие и другие

Кейс - события, произошедшее определенной сфере деятельности и является основой для проведения обсуждения в академической группе под руководством преподавателя

Микропреподавание - занятия, проводимые в «лабораторных» условиях с целью проработки профессиональных умений и навыков, для усвоения определенного учебного материала и показа на практике различных методов реподавания

Профессиональная проба -профессиональное испытание, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности

Рефлексивное наблюдение -включает в себя практическую часть деятельности педагогов, включающая в себя посещение, анализ и оценка уроков

Обучение на практических примерах и ситуациях – обучение, предполагающее, что участники в самостоятельной форме изучают, делают анализ ситуаций и стараются найти оптимальное решение проблемы

 

В исследовании принимали участие 2 группы молодых преподавателей – экспериментальная и контрольная. Краткая характеристика групп представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Краткая характеристика групп молодых преподавателей

Экспериментальная

Переменная

Контрольная

8

Количество человек

8

не более 2 лет

Стаж работы

не более 2 лет

преподаватели экономических дисциплин

Сфера деятельности

преподаватели экономических дисциплин

от 23 до 26

Возраст

от 23 до 27

- высшее по профилю преподаваемой дисциплины;

- педагогическое (2чел.)

Образование

- высшее по профилю преподаваемой дисциплины;

- педагогическое (1 чел.)

Для проведения исследования была создана рабочая группа, состоящая из: экспертов, обучающихся, спикера, психолога и методиста. Краткая характеристика рабочей группы представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Краткая характеристика рабочей группы

Состав рабочей группы

Количество

Переменная

Характеристика

Эксперт

3

Стаж работы

более 8 лет педагогической деятельности

Образование

- высшее экономическое и педагогическое образование;

- ученая степень – кандидат экономических наук

Обучающиеся

10

База обучения

9 и 11 классов

Специальность

- 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

- 38.02.04 Коммерция (по отраслям);

- 38.02.03 Операционная деятельность в логистике;

- 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Спикер

1

Стаж работы

12 лет педагогической деятельности

Образование

- высшее по профилю преподаваемой дисциплины и педагогическое образование;

- ученая степень – кандидат экономических наук

Психолог

1

Стаж работы

10 лет

Образование

Высшее образование

Исследование проводилось в три этапа:

– констатирующее исследование: оценка исходного уровня сформированности практико-ориентированных умений;

– формирующий этап: обучение молодых педагогов с использованием метода микропреподавание;

– итоговая диагностика: оценка результативности проделанной работы.

Оценка исходного уровня сформированности практико-ориентированных умений педагогов происходила с помощью диагностической карты на основе экспертной оценки/самооценки сформированности практико-ориентированных умений. Молодому педагогу и эксперту (после посещения занятия молодого педагога) предлагалось оценить уровень сформированности умений по 10-бальной шкале.

В содержание диагностической карты входит перечень умений, характеризующих трудовые функции преподавателя СПО в соответствии с Профессиональным стандартом.

Данная диагностическая карта позволяет увидеть, как общую картину сформированности умений молодого педагога, так и выявить проблемы, с которыми необходимо справиться молодому преподавателю.

Для наглядности, полученных результатов, молодому педагогу предлагается заполнить лист педагогических затруднений молодого педагога (см. рисунок 1).

Перечень затруднений

Личная карта педагогических затруднений

1.

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Рисунок 1 - Лист педагогических затруднений молодого педагога

В таблице 3 представлена шкала интерпретации результатов для выявления уровня сформированности умений с помощью диагностической карты.

Таблица 3 - Шкала интерпретации результатов оценки уровня сформированности практико-ориентированных умений педагога

Суммарное число баллов

Уровень

0–62

отсутствие умений

63–124

низкий уровень

125–186

средний уровень

187–249

выше среднего уровня

240–310

высокий уровень

После оценки общего уровня сформированности педагогических умений необходимо проанализировать каждое умение и выявить уровень его сформированности. В таблице 4 представлена шкала интерпретации сформированности умения.

Таблица 4 - Шкала интерпретации результатов уровня сформированности практико-ориентированного умения педагога

Суммарное число баллов

Уровень

0–16

отсутствие умений

17–32

низкий уровень

33–48

средний уровень

49–64

выше среднего уровня

65–80

высокий уровень

Критичным значением необходимо считать диапазон от 0 до 32. Нахождение оценки умения в данном диапазоне говорит о неспособности педагога применять его в профессиональной деятельности, что впоследствии оказывает негативное влияние на образовательный результат.

Проведенный анализ показал, что у молодых педагогов, как из экспериментальной, так и из контрольной группы наблюдается низкий и средний уровень сформированности умений.

Проведенная диагностика показала общую картину уровня сформированности практико-ориентированных умений у молодых преподавателей. Данная диагностика также позволяет провести детальный анализ педагогических затруднений. Для проведения анализа необходимо воспользоваться формулой:

 

(1)

где

– сумма всех показателей, подлежащих изучению;

n – количество показателей, подлежащих изучению.

Использование формулы позволяет найти среднее значение по каждому умению из диагностической карты и в результате выявить педагогические затруднения, которые необходимо формировать.

Результаты дательного анализа уровня сформированности умений согласно самооценке молодых преподавателей представлены на рисунке 2.

 

Средний балл

Порядковый номер умения

 

Рисунок 2 – Уровень сформированности умений согласно самооценке молодых преподавателей

Результаты дательного анализа уровня сформированности умений согласно мнению экспертов представлены на рисунке 3.

 

Средний балл

Порядковый номер умения

 

Рисунок 3 – Уровень сформированности умений у молодых преподавателей согласно экспертной оценке

Изображение результатов графическим способом позволяет отобразить линию толерантности (уровень критического значения, находящийся в диапазоне от 0 до 32 баллов). Умения, находящиеся за линией толерантности имеют низкий уровень сформированности. Именно на эти умения необходимо обратить, в первую очередь, внимание при формировании практико-ориентированных умений у молодых преподавателей в условиях среднего профессионального образования.

Из проведенного анализа видно, что в критичном диапазоне находятся 6 умений:

– использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся (3);

– использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы (4);

– диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики, образовательные потребности и запросы студентов, оценивать возможности и условия их реализации (20);

– организовывать и планировать работу группы с участием студентов, их родителей (законных представителей), сотрудников образовательной организации, работающих с группой (22);

– использовать методы, формы, приемы и средства организации и коррекции общения и деятельности студентов группы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (25);

– разрабатывать научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ СПО (31).

На основе выявленного уровня сформированности практико-ориентированных умений была разработана программа для обучения молодых педагогов с использованием метода микропреподавание.

Этапы программы формирования практико-ориентированных умений:

  1. Организационный: работа с рабочей группой (определение «точек роста»):

– знакомство. Тренинг снятия психологических барьеров,

– самооценка затруднений в выполнении практико-ориентированных действий,

– вводное занятие,

2. Формирующий: формирование практико-ориентированных умений,

3. Рефлексивный: оценка достижений, самооценка представления о себе как педагоге-практике.

Для оценки эффективности программы по формированию практико-ориентированных умений у молодых преподавателей была повторно проведена оценка уровня сформированности практико-ориентированных умений.

Молодым преподавателям предлагалось вновь заполнить диагностическую карту и лист педагогических затруднений. Эксперты, в свою очередь, посещали занятия молодых преподавателей и заполняли диагностическую карту.

В таблице 5 представлена оценка уровня сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем этапе и итоговой диагностике, согласно самооценке молодых преподавателей.

Таблица 5 - Уровни сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем и итоговом этапах ОЭР, по результатам самооценки преподавателей

Уровень

Констатирующий этап

Итоговая диагностика

Экспериментальная группа, n=8 чел.

Контрольная группа, n=8 чел.

Экспериментальная групп, n=8 чел.

Контрольная группа, n=8 чел.

Количество молодых педагогов

Количество молодых педагогов

отсутствие умений

-

-

-

-

низкий уровень

3

2

-

1

средний уровень

5

6

-

7

выше среднего уровня

-

-

5

-

высокий уровень

-

-

3

-

Полученные результаты позволяют говорить о том, что наблюдается положительная динамика. В результате реализации программы формирования практико-ориентированных умений 5 преподавателей оценили уровень сформированности – выше среднего, 3 преподавателей – высокий. На начальном этапе диагностики преподаватели оценивали сформированность практико-ориентированных умений как низкий и средний уровень.

В таблице 6 представлена оценка уровня сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем этапе и итоговой диагностике согласно оценке экспертов.

Таблица 6 - Уровни сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем и контрольном этапах, по оценке экспертов

Уровень

Констатирующий этап

Итоговая диагностика

Экспериментальная группа, n=8 чел.

Контрольная группа, n=8 чел.

Экспериментальная группа, n=8 чел.

Контрольная группа, n=8 чел.

Количество молодых педагогов

Количество молодых педагогов

отсутствие умений

-

-

-

-

низкий уровень

4

3

-

2

средний уровень

4

5

-

6

выше среднего уровня

-

-

4

-

высокий уровень

-

-

4

-

Полученные результаты позволяют говорить о положительной динамике. Согласно оценке экспертов 4 преподавателя имеют уровень сформированности практико-ориентированных умений выше среднего, а 4 – высокий. На начальном этапе диагностики эксперты оценивали сформированность практико-ориентированных умений как низкий и средний уровень.

Таким образом, программа формирования практико-ориентированных умений показала – повышение уровня сформированности практико-ориентированных умений.

Для обработки полученных эмпирических данных использовался следующий математический аппарат.

Показатель достоверности различий (Р) между результатами исследований до начала опытно–экспериментальной работы и на завершающем этапе определялся по следующей формуле:

,

(2)

где

– величина начальной выборки;

– величина конечной выборки;

– количество проявлений признака в начальной выборке;

– количество проявлений признака в конечной выборке;

– количество случаев отсутствия признака в начальной выборке;

– количество случаев отсутствия признака в конечной выборке.

По таблице t – критериев Стьюдента, исходя из значения (хи–квадрат) определялось значение показателя P (достоверности значений) при выборке интервала 5% погрешности (P=0,05) различия считались достоверными, если P был меньше 0,05 (P < 0,05).

Отметим, что во всех случаях значение Р оказалось меньше 0,05, что свидетельствует о достаточной достоверности проведенного исследования.

Список литкературы

  1. Бурлакова, И.И. Контроль качества профессиональной деятельности преподавателя [Текст] // Среднее профессиональное образование. 2011. – № 10. С. 45 – 48.

  2. Харавинина, Л.Н. Модель сопровождения профессионально–личностного развития молодого преподавателя [Текст] // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – №1. – С.104 – 107.

Просмотров работы: 123