Именно поэтому на начальном этапе профессионального становления молодому педагогу необходима помощь.
В настоящее время данная проблема является актуальной во всем мировом пространстве. Проводится множество исследований, разрабатываются новые технологии, формы, методы, позволяющие готовить педагогов-практиков.
На рисунке 1 представлены результаты анализа методов, позволяющих формировать практико-ориентированные умения.
Из международного опыта подготовки практико-ориентированных педагогов можно выделить две основные модели: синхронная и последовательная.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что наиболее эффективным методом помощи является - микропреподавание.
Данный метод позволяет позволяет отработать теоретические знания на практике за короткий срок.
Микропреподавание состоит из мини-уроков, продолжительностью от 5 до 15 минут. Проведение каждого урока фиксируется на видеокамеру, с целью осуществления рефлексии после проведенного мини-урока.
В рамках школы молодого педагога на базе ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса», было проведено исследование.
Цель исследование - выявление уровня сформированности практико-ориентированных умений молодых преподавателей и апробация эффективности метода микропреподавание при формировании практико-ориентированных умений молодых преподавателей в условиях СПО.
Практико-ориентированное обучение – процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки
Зарубежный опыт
Синхронная модель предполагает сочетание в общем курсе высшего образования предметной и профессиональной подготовки
В последовательной модели предполагается, что профессиональная подготовка педагогов в определённой предметной области уже после окончания высшей школы
Опыт РФ
Проект модернизации педагогического образования, направленный на усиление практической и исследовательской направленности подготовки педагогических кадров
Активно используемые методы: микропреподавание,профессиональные пробы,кейсы, рефлексивное наблюдение, обучение на конкретных примерах или ситуациях и другие и другие
Кейс - события, произошедшее определенной сфере деятельности и является основой для проведения обсуждения в академической группе под руководством преподавателя
Микропреподавание - занятия, проводимые в «лабораторных» условиях с целью проработки профессиональных умений и навыков, для усвоения определенного учебного материала и показа на практике различных методов реподавания
Профессиональная проба -профессиональное испытание, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности
Рефлексивное наблюдение -включает в себя практическую часть деятельности педагогов, включающая в себя посещение, анализ и оценка уроков
Обучение на практических примерах и ситуациях – обучение, предполагающее, что участники в самостоятельной форме изучают, делают анализ ситуаций и стараются найти оптимальное решение проблемы
В исследовании принимали участие 2 группы молодых преподавателей – экспериментальная и контрольная. Краткая характеристика групп представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Краткая характеристика групп молодых преподавателей
Экспериментальная |
Переменная |
Контрольная |
8 |
Количество человек |
8 |
не более 2 лет |
Стаж работы |
не более 2 лет |
преподаватели экономических дисциплин |
Сфера деятельности |
преподаватели экономических дисциплин |
от 23 до 26 |
Возраст |
от 23 до 27 |
- высшее по профилю преподаваемой дисциплины; - педагогическое (2чел.) |
Образование |
- высшее по профилю преподаваемой дисциплины; - педагогическое (1 чел.) |
Для проведения исследования была создана рабочая группа, состоящая из: экспертов, обучающихся, спикера, психолога и методиста. Краткая характеристика рабочей группы представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Краткая характеристика рабочей группы
Состав рабочей группы |
Количество |
Переменная |
Характеристика |
Эксперт |
3 |
Стаж работы |
более 8 лет педагогической деятельности |
Образование |
- высшее экономическое и педагогическое образование; - ученая степень – кандидат экономических наук |
||
Обучающиеся |
10 |
База обучения |
9 и 11 классов |
Специальность |
- 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); - 38.02.04 Коммерция (по отраслям); - 38.02.03 Операционная деятельность в логистике; - 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров |
||
Спикер |
1 |
Стаж работы |
12 лет педагогической деятельности |
Образование |
- высшее по профилю преподаваемой дисциплины и педагогическое образование; - ученая степень – кандидат экономических наук |
||
Психолог |
1 |
Стаж работы |
10 лет |
Образование |
Высшее образование |
Исследование проводилось в три этапа:
– констатирующее исследование: оценка исходного уровня сформированности практико-ориентированных умений;
– формирующий этап: обучение молодых педагогов с использованием метода микропреподавание;
– итоговая диагностика: оценка результативности проделанной работы.
Оценка исходного уровня сформированности практико-ориентированных умений педагогов происходила с помощью диагностической карты на основе экспертной оценки/самооценки сформированности практико-ориентированных умений. Молодому педагогу и эксперту (после посещения занятия молодого педагога) предлагалось оценить уровень сформированности умений по 10-бальной шкале.
В содержание диагностической карты входит перечень умений, характеризующих трудовые функции преподавателя СПО в соответствии с Профессиональным стандартом.
Данная диагностическая карта позволяет увидеть, как общую картину сформированности умений молодого педагога, так и выявить проблемы, с которыми необходимо справиться молодому преподавателю.
Для наглядности, полученных результатов, молодому педагогу предлагается заполнить лист педагогических затруднений молодого педагога (см. рисунок 1).
Перечень затруднений |
Личная карта педагогических затруднений |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
Рисунок 1 - Лист педагогических затруднений молодого педагога
В таблице 3 представлена шкала интерпретации результатов для выявления уровня сформированности умений с помощью диагностической карты.
Таблица 3 - Шкала интерпретации результатов оценки уровня сформированности практико-ориентированных умений педагога
Суммарное число баллов |
Уровень |
0–62 |
отсутствие умений |
63–124 |
низкий уровень |
125–186 |
средний уровень |
187–249 |
выше среднего уровня |
240–310 |
высокий уровень |
После оценки общего уровня сформированности педагогических умений необходимо проанализировать каждое умение и выявить уровень его сформированности. В таблице 4 представлена шкала интерпретации сформированности умения.
Таблица 4 - Шкала интерпретации результатов уровня сформированности практико-ориентированного умения педагога
Суммарное число баллов |
Уровень |
0–16 |
отсутствие умений |
17–32 |
низкий уровень |
33–48 |
средний уровень |
49–64 |
выше среднего уровня |
65–80 |
высокий уровень |
Критичным значением необходимо считать диапазон от 0 до 32. Нахождение оценки умения в данном диапазоне говорит о неспособности педагога применять его в профессиональной деятельности, что впоследствии оказывает негативное влияние на образовательный результат.
Проведенный анализ показал, что у молодых педагогов, как из экспериментальной, так и из контрольной группы наблюдается низкий и средний уровень сформированности умений.
Проведенная диагностика показала общую картину уровня сформированности практико-ориентированных умений у молодых преподавателей. Данная диагностика также позволяет провести детальный анализ педагогических затруднений. Для проведения анализа необходимо воспользоваться формулой:
(1) |
где
– сумма всех показателей, подлежащих изучению;
n – количество показателей, подлежащих изучению.
Использование формулы позволяет найти среднее значение по каждому умению из диагностической карты и в результате выявить педагогические затруднения, которые необходимо формировать.
Результаты дательного анализа уровня сформированности умений согласно самооценке молодых преподавателей представлены на рисунке 2.
Средний балл
Порядковый номер умения
Рисунок 2 – Уровень сформированности умений согласно самооценке молодых преподавателей
Результаты дательного анализа уровня сформированности умений согласно мнению экспертов представлены на рисунке 3.
Средний балл
Порядковый номер умения
Рисунок 3 – Уровень сформированности умений у молодых преподавателей согласно экспертной оценке
Изображение результатов графическим способом позволяет отобразить линию толерантности (уровень критического значения, находящийся в диапазоне от 0 до 32 баллов). Умения, находящиеся за линией толерантности имеют низкий уровень сформированности. Именно на эти умения необходимо обратить, в первую очередь, внимание при формировании практико-ориентированных умений у молодых преподавателей в условиях среднего профессионального образования.
Из проведенного анализа видно, что в критичном диапазоне находятся 6 умений:
– использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся (3);
– использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы (4);
– диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики, образовательные потребности и запросы студентов, оценивать возможности и условия их реализации (20);
– организовывать и планировать работу группы с участием студентов, их родителей (законных представителей), сотрудников образовательной организации, работающих с группой (22);
– использовать методы, формы, приемы и средства организации и коррекции общения и деятельности студентов группы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (25);
– разрабатывать научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ СПО (31).
На основе выявленного уровня сформированности практико-ориентированных умений была разработана программа для обучения молодых педагогов с использованием метода микропреподавание.
Этапы программы формирования практико-ориентированных умений:
Организационный: работа с рабочей группой (определение «точек роста»):
– знакомство. Тренинг снятия психологических барьеров,
– самооценка затруднений в выполнении практико-ориентированных действий,
– вводное занятие,
2. Формирующий: формирование практико-ориентированных умений,
3. Рефлексивный: оценка достижений, самооценка представления о себе как педагоге-практике.
Для оценки эффективности программы по формированию практико-ориентированных умений у молодых преподавателей была повторно проведена оценка уровня сформированности практико-ориентированных умений.
Молодым преподавателям предлагалось вновь заполнить диагностическую карту и лист педагогических затруднений. Эксперты, в свою очередь, посещали занятия молодых преподавателей и заполняли диагностическую карту.
В таблице 5 представлена оценка уровня сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем этапе и итоговой диагностике, согласно самооценке молодых преподавателей.
Таблица 5 - Уровни сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем и итоговом этапах ОЭР, по результатам самооценки преподавателей
Уровень |
Констатирующий этап |
Итоговая диагностика |
||
Экспериментальная группа, n=8 чел. |
Контрольная группа, n=8 чел. |
Экспериментальная групп, n=8 чел. |
Контрольная группа, n=8 чел. |
|
Количество молодых педагогов |
Количество молодых педагогов |
|||
отсутствие умений |
- |
- |
- |
- |
низкий уровень |
3 |
2 |
- |
1 |
средний уровень |
5 |
6 |
- |
7 |
выше среднего уровня |
- |
- |
5 |
- |
высокий уровень |
- |
- |
3 |
- |
Полученные результаты позволяют говорить о том, что наблюдается положительная динамика. В результате реализации программы формирования практико-ориентированных умений 5 преподавателей оценили уровень сформированности – выше среднего, 3 преподавателей – высокий. На начальном этапе диагностики преподаватели оценивали сформированность практико-ориентированных умений как низкий и средний уровень.
В таблице 6 представлена оценка уровня сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем этапе и итоговой диагностике согласно оценке экспертов.
Таблица 6 - Уровни сформированности практико-ориентированных умений на констатирующем и контрольном этапах, по оценке экспертов
Уровень |
Констатирующий этап |
Итоговая диагностика |
||
Экспериментальная группа, n=8 чел. |
Контрольная группа, n=8 чел. |
Экспериментальная группа, n=8 чел. |
Контрольная группа, n=8 чел. |
|
Количество молодых педагогов |
Количество молодых педагогов |
|||
отсутствие умений |
- |
- |
- |
- |
низкий уровень |
4 |
3 |
- |
2 |
средний уровень |
4 |
5 |
- |
6 |
выше среднего уровня |
- |
- |
4 |
- |
высокий уровень |
- |
- |
4 |
- |
Полученные результаты позволяют говорить о положительной динамике. Согласно оценке экспертов 4 преподавателя имеют уровень сформированности практико-ориентированных умений выше среднего, а 4 – высокий. На начальном этапе диагностики эксперты оценивали сформированность практико-ориентированных умений как низкий и средний уровень.
Таким образом, программа формирования практико-ориентированных умений показала – повышение уровня сформированности практико-ориентированных умений.
Для обработки полученных эмпирических данных использовался следующий математический аппарат.
Показатель достоверности различий (Р) между результатами исследований до начала опытно–экспериментальной работы и на завершающем этапе определялся по следующей формуле:
, |
(2) |
где
– величина начальной выборки;
– величина конечной выборки;
– количество проявлений признака в начальной выборке;
– количество проявлений признака в конечной выборке;
– количество случаев отсутствия признака в начальной выборке;
– количество случаев отсутствия признака в конечной выборке.
По таблице t – критериев Стьюдента, исходя из значения (хи–квадрат) определялось значение показателя P (достоверности значений) при выборке интервала 5% погрешности (P=0,05) различия считались достоверными, если P был меньше 0,05 (P < 0,05).
Отметим, что во всех случаях значение Р оказалось меньше 0,05, что свидетельствует о достаточной достоверности проведенного исследования.
Список литкературы
Бурлакова, И.И. Контроль качества профессиональной деятельности преподавателя [Текст] // Среднее профессиональное образование. 2011. – № 10. С. 45 – 48.
Харавинина, Л.Н. Модель сопровождения профессионально–личностного развития молодого преподавателя [Текст] // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – №1. – С.104 – 107.