Таблица 1.Транспортная плотность автомобильных дорог Казахстана в период 2012-2017 г.г. (на начало года)
Параметры |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Протяженность автодорог общего пользования, тыс. км |
88,0 |
88,4 |
89,0 |
90,0 |
91,0 |
92,0 |
Удельный вес автодорог с твердым покрытием, % |
93,9 |
93,9 |
94,0 |
93,4 |
91,2 |
91,2 |
Плотность автодорог с твердым покрытием, км/1000 км2 |
30,3 |
30,5 |
30,7 |
30,9 |
30,4 |
30,8 |
Транспортная плотность автодорог с твердым покрытием, ед./км |
16,3 |
16,4 |
17,6 |
18,2 |
19,3 |
19,6 |
Исходя из изложенного следует, что плотность автодорог с твердым покрытием около 30 км на 1000 км2 территории является недопустимо низкой. В сопоставленных с Казахстаном по территориальному и демографическому признаку странах этот показатель равняется для Канады (при плотности населения 3,0 чел./км2) – 103; в Норвегии (11,4 чел./км2) – 219 км/1000 км2 [3].
На экологическую безопасность автотранспортных средств значительное влияние оказывают планировочные особенности и геометрические параметры улично-дорожной сети (УДС) города. Основная нагрузка в городах приходится на магистральные дороги, где интенсивность транспортного потока в 2-3 раза превышает расчетную. В результате скорость сообщения на городских маршрутах достигает не более 15-17 км/ч и, как следствие, потери в перевозках в 3-4 раза превышают затраты на ремонт и реконструкцию дорог [2].
Воздействие системы «автомобиль - дорога» на природную среду в условиях города значительно больше, чем промышленность и ТЭЦ, что связано с возросшим количеством АТС, наличием больших площадей дорог и улиц с асфальто- и цементобетонным покрытием.
Литература
Бекмагамбетов М.М. Перспективы развития автотранспортной отрасли в Казахстане //Транзитная экономика.–Алматы, 2015, №1.–С.70-76.
Бекмагамбетов М.М. Автомобильный транспорт Казахстана: этапы становления и развития.– Алматы: Print-S, 2013.– 456 с.