Важнейшей особенностью научно-исследовательской деятельности является подчиненность ее целей учебным целям, основные ее мотивы познавательные. В процессе научной работы у студента формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом работы после окончания образовательного учреждения. Научно-исследовательская деятельность способствует расширению сведений для успешного разрешения организаторских, воспитательных и других проблемных ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться в будущем. Участие студентов в научной работе способствует формированию у них профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом самостоятельной деятельности. Студенты, увлекающиеся научной деятельностью, руководствуются следующими мотивами: любознательностью, стремлением внести посильный вклад в развитие практических и научных задач, интерес к знаниям, самообразование, самоутверждение, личностные проявления и т.п. [2, с.483]. К основным особенностям научной деятельности относят [1, с.19]:
- предвидение будущего на основе познавательных законов с целью дальнейшего освоения действительности;
- системность, так как добытые знания приходится приводить в порядок на основании определенных теоретических принципов;
- методологическая рефлексивность, то есть постоянное осознание методов, приемов, посредством которых исследователь изучает какой-либо объект, влияние этих методов, особенностей их применения на получаемый результат;
- объективность, то есть стремление к высшей ценности научного познания объективной истине, устремление субъективных моментов; объективность познания требует от исследователя критичности и самокритичности;
- доказательность, обоснованность получаемых в исследовании результатов, достоверность его выводов; это требует от субъекта познания логико-методологической подготовленности, умения применять законы и принципы логического мышления.
В нашем педагогическом колледже существует научное студенческое общество «Истоки». Название для нас является символичным, но оно несет в себе своеобразную точку отсчета «точка отсчета», начало начал, это импульс для становления будущих педагогов.
Научное студенческое общество включает в себя три направления: естественного, гуманитарного и профессионального. В естественное направление входят секции: анатомия, биология, география, химия, экология, физика, естествознание. В гуманитарное история, социология, философия, музыка, русский язык, литература, иностранный язык, изобразительное искусство. В профессиональное направление входят секции: педагогика, психология, дошкольное образование и воспитание, начальное обучение, физическая культура, информатика.
Содержание деятельности научного студенческого общества включает в себя: организацию и поведение отдельных исследовательских работ, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, издание печатных или электронных сборников, обобщение результатов научно-исследовательской работы в виде: курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений, методических разработок, публикаций, статей, проектор и т.д.
Работа научного студенческого общества проводится в разнообразных формах:
- Индивидуальная работа важна для начинающих: подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, помощь в компьютерном оформлении работ.
- Групповая – работа над совместными исследовательскими проектами, где необходимо использование знания из разных предметных областей.
- Массовая – встречи с молодыми учеными, совместная подготовка с учителями педагогических чтений, участие в конференциях.
Технологическую цепочку процесса реализации творческих идей мы можем представить так.
На первом этапе выявляются студенты, желающие заниматься исследовательской деятельностью. Оказывается помощь в выборе темы исследования, определении круга проблем, требующих решения, подбирается литература.
Второй этап очень ответственный – утверждение темы. Делаем это вместе с членами экспертно-методического совета, в ходе совместного диалога стираются грани между учителями и студентами, возникает атмосфера сотрудничества, сотворчества.
Затем один раз в месяц на заседании научного общества, где присутствуют также представители педагогического коллектива, представляется собранный материал. Это делается с целью контроля над процессом работы, оперативно решаются возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, обработка имеющейся базы данных и т.п.).
В ходе следующего этапа, четвертого, осуществляется независимая экспертиза исследовательских работ: выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших проблем.
На пятом этапе проходит защита работ на внутриколледжных конференциях и семинарах, слушателями являются не только участники конференции, но и студенты, не занимающиеся исследованиями. Авторы работ получают хорошую практику общения с большой аудиторией, полемизируют со сверстниками и педагогами, отстаивают собственную точку зрения.
Работы участников научного студенческого общества получили высокую оценку на различных конкурсах, конференциях и олимпиадах. Среди наших студентов – победители кустового конкурса «Взгляд в будущее», регионального «Творческий потенциал студенчества – фактор позитивного развития России», Всероссийских «Юность. Наука. Культура» (г. Обнинск), «Отечество», «Национальное достояние», «ЮНЭКО» (г. Москва). В 2016-2017 учебном году студенты колледжа приняли участие в 49 мероприятиях, награждены: 28 дипломами 1 степени, 14 дипломов 2 степени и 10 дипломами 3 степени.
Как показывает практика, в процессе научной работы у студента формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом работы после окончания образовательного учреждения. Научно-исследовательская деятельность способствует расширению сведений для успешного разрешения организаторских, воспитательных и других проблемных ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться в будущем. Участие студентов в научной работе способствует формированию у них профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом самостоятельной деятельности.
Исследовательская работа, играя важную роль в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов, является «причиной сознательного роста духовной силы, ищущей для себя все новых точек приложения». НСО дает своим участникам любовь к поиску знаний и умению их добывать самостоятельно и наслаждаясь самим процессом познания, что является актуальным в нашем современном обществе.
Список использованной литературы
Кузина В.М. Методика преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности». – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007.- 263с.
Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 1998.-532с.