ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПОДРОСТКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПОДРОСТКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ

Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение студентов в среднем специальном учебном заведении приходится на завершающий этап подросткового периода онтогенеза: 15-17 лет. Этот возраст является сложным периодом развития, как в социально-психологическом, так и биологическом аспектах. Он характеризуется замедлением темпов роста, увеличением мышечной массы тела, завершением полового созревания и формирования основных функциональных систем организма [2, 3].

Процесс обучения в колледже является новым этапом в жизни подростка, требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть адекватным изменившимся условиям учебы и социального быта [1,6]. В связи с воздействием целого круга ситуаций учебного процесса, требующих мобилизации адаптационных ресурсов обучающихся, представляется весьма актуальными исследования, направленные на выявление особенностей развития подростков и формирования их адаптивных возможностей в зависимости от режима обучения в среднем учебном заведении.

Цель настоящего исследования – изучение особенностей морфофункционального и психофизиологического развития подростков в зависимости от режима обучения в колледже.

Материалы и методы

Проводилось изучение морфофункциональных и психофизиологических показателей у подростков 15-17 лет, обучающихся в разных режимах: с разным уровнем двигательной и умственной учебных нагрузок. В исследовании участвовало 330 студентов педагогического колледжа двух факультетов: «Физическая культура» (ФФК) и «Преподавание в начальных классах» (ФНК). Исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап – начало учебного года на 1-м курсе колледжа (октябрь); 2 этап – окончание учебного года 2 курса колледжа (апрель).

Режим обучения студентов «ФФК» составлял 15 ч. в неделю организованной двигательной нагрузки (занятия физической культурой и спортивные тренировки) и 32 ч. в неделю – умственной нагрузки (учебные занятия), на «ФНК»: 4 ч. и 56 ч., соответственно.

У всех участников эксперимента проводилось измерение антропометрических показателей и оценка уровня физического развития; измерение показателей сердечно-сосудистой системы (ЧСС, систолическое и диастолическое артериальное давление) и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Руфье; измерение жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ); оценка успеваемости (средний балл за семестр); изучение показателей умственной работоспособности с помощью корректурной пробы В.Я. Анфимова; исследование уровня ситуативной и личностной тревожности с помощью теста Спилбергера-Ханина, уровня острой заболеваемости (кол-во пропущенных дней на 1 чел. за семестр) и уровня общей физической подготовленности (интегральная оценка результатов выполнения 6 тестов). Статистическая обработка полученных результатов производилась с помощью пакета прикладных программ «Statistica-6.1» и включала расчёт средних значений и их сравнение с применением t-критерия Стьюдента, а также оценку наличия взаимосвязи между переменными на основе вычисления парных коэффициентов корреляции.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка антропометрических показателей студентов 1 курса двух факультетов в начале семестра (1 этап) установила, что среднегрупповые значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки у студентов всех групп соответствовали возрастной норме и достоверно не различались у представителей одного пола разных факультетов (табл. 1).В обоих сравниваемых факультетах преобладали студенты с гармоничным физическим развитием (рис.1). Среди юношей ФФК с дисгармоничным физическим развитием было больше лиц с недостатком, а среди девушек с избытком массы тела. У всех юношей ФНК было выявлено гармоничное физическое развитие, у девушек с дисгармоничным развитием было больше лиц с недостатком массы тела (рис.1).

Показатели гемодинамики у студентов одного пола разных факультетов колледжа достоверно не отличались и соответствовали средним возрастным нормам, кроме ДАД и ЧСС у девушек ФНК, у которых они были значительно выше, чем у девушек ФФК (р

Просмотров работы: 80