МЕХАНИКА – ЭТО ЛЮБОВЬ! ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НАШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ А. Д. ШУРАШОВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕХАНИКА – ЭТО ЛЮБОВЬ! ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НАШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ А. Д. ШУРАШОВА

Костин И.А. 1, Терентьева И.Н. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзержинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вот уже четвертый год я осваиваю программу подготовки по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль: «Автомобили и автомобильное хозяйство». Зачастую, когда я упоминаю это словосочетание в среде своих знакомых, достаточно далеких от технических наук людей, мне сразу же задают вопрос: «А что это такое? Вы, что, учите людей водить машины?». Конечно, нет. Направление нашей подготовки позволяет узнать, как правильно проектировать прогрессивную автомобильную технику, детали и механизмы, разрабатывать дизайн автомобилей, участвовать в производстве машины на заводах, контролировать качество топливно-смазочных и других расходных материалов, проводить лабораторные, стендовые, полигонные и иные виды испытаний с образцами техники. Конечно, профиль нашей подготовки предполагает умения осуществлять эксплуатацию автомобилей, диагностировать электронные системы автомобилей, проводить техническое обслуживание и ремонт транспорта и оборудования…

С 2015 года секция «Транспортные системы» входит в состав кафедры АТИС (Автоматизация, транспортные и информационные системы). Ясно, что основной труд по организации обучения профессиональным дисциплинам лежит на коллективе секции. Коллектив этот представляют три доктора технических наук: профессора В.Ф. Кулепов, И.С.Никандров, Ю.И. Молев; шестеро кандидатов технических наук, доценты А.Д. Шурашов, Ю.В.Краснов, В.Ф. Чеботаев, В.В.Романов, А.Л.Малыгин, С.М. Юфин; старшие преподаватели Г.К.Цаплина, Т.Ю. Суровегина, О.Р.Гусев; ведущие инженеры Ю.А. Двойченко и М.Б. Миленин и заведующая лабораториями В.В.Трегубова.

Преподавательская деятельность – это сложный и последовательный труд от организации студентов до написания исследовательских работ. Преподавателю необходимо располагать информацией о технологических приёмах работы по профилю своей специальности, основах педагогики, психологии, а также о законодательных документах по вопросам образования. Если научная составляющая преобладает в работе профессоров, то, например вопросами организации практики на предприятиях и проверку реализации программы практики – в ведении старшего преподавателя Галины Константиновны Цаплиной. Большой энтузиаст автомобильного дела, она обладает широким жизненным кругозором, поэтому и стала для студентов «классным руководителем», всегда готовым помочь, объяснить, вовлечь в новую интересную работу.

То, как сочетается обучение и воспитание в нашей жизни, наглядно раскрывает особенности процесса социализации на таком важном ее этапе, как «вторичная», «профессиональная» социализация. Личностные качества преподавателя тут чрезвычайно важны. Поэтому я и решил обратиться с вопросами к руководителю нашей секции «Транспортные системы» Александру Дмитриевичу Шурашову. Он известен как соавтор нескольких наших учебных пособий: «Инженерная графика», «Основы расчетов стержневых систем на прочность, жесткость и устойчивость», «Сопротивление материалов. Расчеты на прочность», «Определение напряжений и расчеты на прочность». Но среди студентов он известен и как человек, умеющий построить доброжелательную и требовательную обстановку на своих занятиях по «Сопротивлению материалов», одному из сложных общетехнических предметов, а еще я узнал, что Александр Дмитриевич много лет был руководителем «олимпиадных» команд по этому предмету.

План интервью был разработан под руководством преподавателя социологии И.Н.Терентьевой, вместе с ней мы и провели несколько бесед с Александром Дмитриевичем.

Разговор начался с истории «олимпиадного» движения. Уже в 2003 году, т.е. сразу же после начала преподавания «Сопротивления материалов», Александру Дмитриевичу заведующим кафедрой Л.Н.Ладо и директором института В.Ф.Кулеповым было поручено подготовить команду для участия во втором, региональном, туре Всероссийской студенческой олимпиады по сопротивлению материалов в г. Вятка. Результатом стало второе командное место. В этом же году на заключительном туре Всероссийской олимпиады в г. Саранск команда завевала первое место. Неслучайно, что проведение заключительного тура Всероссийской олимпиады в 2004 году состоялось в Дзержинске, было организовано на базе Дзержинского политехнического института. И снова команда заняла первое место. Несмотря на то, что участие команд во Всероссийских олимпиадах по сопромату в последующие годы принесло только третьи места, масштаб достигнутых успехов впечатляет.

Как же происходил отбор участников? Каков был подход Александра Дмитриевича к подготовке команды? Отвечая на эти вопросы, он, прежде всего, указывает на готовность и желание ребят к дополнительным нагрузкам, готовность брать сложные задачи и соревноваться с сильными соперниками. Тех, кто «отзывался» на предложение поработать, ждали дополнительные занятия по четыре-шесть часов в неделю под его руководством. В этих занятиях рождался общий настрой: «Дух захватывает!», – то состояние, когда находишь решение, когда незнание превращается в знание. О студентах, активных участниках «олимпиадного» движения Александр Дмитриевич вспоминает, как о ярких личностях в учебе и науке: «У них была своя эвристика»! Отмечает Александр Дмитриевич и дух сотрудничества, доброжелательности, царивший тогда в обучении. Доброжелательно встретили команду дзержинцев на первой олимпиаде, студенты радовались победам своих товарищей.

А кто был учителями самого Александра Дмитриевича? С благодарностью вспоминает он своего Учителя, Юрия Викторовича Глявина, который был лектором на потоке 1976-77 годов в Горьковском политехническом институте им. А.А.Жданова. «Профессионал», «фанат» своего дела, очень принципиальный и жесткий человек, – все это особенности поколения, отразившиеся в научной и педагогической деятельности. «Школа» Ю.В.Глявина очень пригодилась в годы работы на Алтайском тракторном заводе в 1979-1982 гг., работа по распределению, инженером-конструктором. «Вся работа связана с механикой, мой уровень подготовки был востребован. Приходилось делать множество расчетов на прочность», – вспоминает Александр Дмитриевич.

Может быть, в увлечении предметом дело только в пристрастиях самого А.Д.Шурашова? Нет, он категорически не согласен с этим: «Транспортное средство без механики не будет создано, не может быть и использовано», «Механика – это движение», – вот как он характеризует роль предмета для своих подопечных.

Роль своего предмета Александр Дмитриевич рассматривает гораздо шире обычных учебных рамок. Он говорит о сопромате, как об изучении законов природы. Частью природы для него является и техника, созданная по ее законам: «Мы учимся у природы, ведь человек еще даже не повторил, и вряд ли повторит созданное природой»! В подготовке будущих инженеров роль сопромата связана именно с университетским началом, с основами профессии, а значит – с их общим воспитанием и культурой.

Преподавательская работа А.Д. Шурашова началась в 1984 году с курса «Инженерная графика». В 1994 году он защитил кандидатскую диссертацию в Северо-Западном политехническом институте, а с 2003 года начал преподавать сопромат. Каковы же его преподавательские принципы? Вот характерные высказывания: «Нельзя раздражаться, нужно объяснять», «Не нужно ничего навязывать, нужно предлагать – предлагать сделать свой выбор, сформировать свое мнение», «Меня радует, когда я могу объяснить и люди меня понимают, когда объяснение становится востребованным». Наверное, именно эти преподавательские принципы, как и неприятие насилия в любом виде, помогают Александру Дмитриевичу находить общий язык со студентами.

Можно много говорить о профессиональной социализации и ее роли или о роли и перспективах автомобильного транспорта. Действительно, Необходимость автомобильной индустрии невозможно переоценить. Она является отнюдь не только крупнейшим пользователем трудовых, материальных и финансовых ресурсов, но и одним из главных производителей промышленной продукции, занимает значимую нишу в прогрессе общественного воспроизведения, всемирной экономики, в общем, и единичного государства в частности. В автомобилестроении заинтересованно немалое количество людей, это, в первую, очередь потребители, которые ждут от производителей высокотехнологичных, качественных, надежных, красивых автомобилей. Во-вторых, это производители, которые конкурируют между собой для наибольшего удовлетворения покупателей, используя при этом новейшие технологии, труд дизайнеров, чтобы привлечь к своему товару. В-третьих, в автомобильной промышленности заинтересованы государства, для поддержания экономики, это большое количество рабочих мест, экспорт автомашин, как в готовом виде, так и по запчастям, автомобильные концерны платят от своей прибыли налоги в казну.

Однако самая востребованная специальность, самая перспективная отрасль производства не станут таковыми, не «оживут» без энтузиастов. Одним из таких энтузиастов и является А.Д.Шурашов. Завершая рассказ о кафедре и о тех, кто ведет студентов по трудному пути образования, вновь обратимся к его словам: «Механика мне близка», «Механика, геометрия и музыка приводят мысли и чувства в порядок», «Механика – это любовь»… Разве можно здесь ограничиться словами «агент социализации»? Нет, это настоящий энтузиаст своего преподавательского дела.

Библиографический список

1. Терентьева И.Н. Социология: учеб. пособие (практикум) для студентов вузов / И.Н.Терентьева; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. – Н.Новгород, 2010. – 117 с.

2. Болдырев С. А., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Проблемы социализации современных студентов/ С.А.Болдырев // Молодой ученый. 2015. — №9. — С. 989-991. [Электронный документ]/ Режим доступа: https://moluch.ru/archive/89/18227/

Интернет-ресурсы использованные при подготовке работы

Библиотека ДПИ НГТУ. Режим доступа: http://www.dpingtu.ru/Media/Biblioteka (Дата обращения:10.12.2017)

 

 

Просмотров работы: 168