При обычном ведении бизнеса (без сокращения выбросов) к 2050 г. рост туризма будет подразумевать увеличение потребления энергии (154%), выбросы парниковых газов (131%), потребление воды (152%) и утилизацию твердых отходов (251%) [3]. Но изменения в практике и политике туризма могут снизить эти негативные воздействия.
Устойчивое развитие туризма удовлетворяет потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и социально-культурные потребности, сохранить культурную целостность, экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма – это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом и культурой, что это приносит пользу туристическому развитию.
Существуют факторы, которые стимулируют туристическую промышленность развиваться в соответствии с концепцией устойчивого развития:
- возрастающее регулятивное давление;
- возрастающая осведомленность о снижении себестоимости при целесообразном потреблении ресурсов;
- организации, предоставляющие туристические услуги, осознают, что экологическое качество является необходимым показателем конкурентноспособности;
- компетентность правительства и организаций в том, что развитие туризма оказывает негативное влияние на окружающую среду;
- возрастающая осведомленность общественности о возможностях влияния на туристическую политику [1].
Развитие устойчивого туризма требует как информированного участия всех соответствующих заинтересованных лиц, так и сильного политического руководства для расширения круга участников и достижения согласия. Обеспечение устойчивого развития туризма является непрерывным процессом и требует постоянного контроля над его воздействиями для принятия профилактических и/или корректирующих мер всякий раз, когда это необходимо [2].
Устойчивый туризм должен поддерживать высокий уровень удовлетворенности туристов и гарантировать приобретение ими значительного опыта, повышая понимание проблем устойчивости и продвигая методы устойчивого туризма.
ЮНВТО сформулировала следующие приоритетные цели устойчивого развития туризма [4]:
1. Экономическая жизнеспособность – гарантировать жизнеспособность и конкурентоспособность туристских дестинаций и предприятий так, чтобы они были в состоянии продолжать свое процветание и обеспечивать свою выгоду в долгосрочной перспективе.
2. Местное процветание – максимизировать вклад туризма в процветание дестинаций, включая сохранение пропорций туристской нагрузки на регион.
3. Качество занятости – увеличивать количество и качество местных рабочих мест, созданных и поддерживаемых туризмом, включая уровень оплаты труда, условия обслуживания и доступности всем без дискриминации по половым, расовым признакам, по инвалидности или другим причинам.
4. Социальная справедливость – добиваться широкого распространения принципа распределения экономических и социальных выгод от туризма всюду в принимающем сообществе, включая улучшающиеся возможности, доход и услуги, доступные бедным.
5. Доступный туризм – обеспечивать безопасный и комфортный туризм для всех посетителей независимо от пола, расы, физических возможностей и т.д.
6. Местный контроль – привлекать местные сообщества к планированию и уполномочивать их принимать решения об управлении и будущем развитии туризма в области (после консультаций с другими заинтересованными лицами).
7. Благосостояние общества – поддерживать и повышать качество жизни в местных сообществах, включая социальные структуры и доступ к ресурсам, удобствам и системам поддержания жизни, избегая любой формы социальной деградации или эксплуатации.
8. Культурное богатство – уважать и приумножать историческое наследие, подлинную культуру, традиции и особенности принимающих сообществ.
9. Физическая целостность – сохранять и улучшать как городские, так и природные ландшафты, не допускать их визуального или физического разрушения.
10. Биологическое разнообразие – поддерживать сохранение природных территорий, сред обитания и дикой природы и минимизировать ущерб, наносимый им.
11. Эффективность ресурса – минимизировать использование недостаточных и невозобновляемых ресурсов в развитии туризма и туристской деятельности.
12. Экологическая чистота – минимизировать производство отходов и загрязнение воздуха, воды и земли туристскими предприятиями и посетителями.
Эти цели позволяют принять необходимые меры для устойчивого развития туризма и позволяют сохранять высокий уровень удовлетворенности туристов и их информированности о проблемах устойчивости. Цели являются подтверждением того, что основной задачей устойчивого туризма является достижение баланса между принимающей стороной, туристом и окружающей средой. Однако нахождение баланса с целью защиты и сохранения ресурсов с учетом потребностей всех участников (нынешних и будущих) является комплексной задачей [2].