Процесс интеграции науки с производством, начавшийся в 70-х годах прошлого столетия, обеспечил формирование новой категории технологий, изделий и отраслей промышленности, получивших название «наукоёмких» или «высокотехнологичных». Принципиальным отличием этой категории является то, что определяющим фактором повышения конкурентоспособности и многократного роста рыночной стоимости предприятия стали не производственный мощности, а знания, ноу-хау, научные исследования и разработки.
Туризм является одним из основных факторов, который позволяет получать конкурентные преимущества фирмам, регионам или целым странам. Современные теории указывают на то, что туризм - источник развития лишь при условии активного и эффективного использования современных теорий, а также создания благоприятной среды для их инициирования.
Развитие современной экономической системы происходит в основном за счёт небольших фирм, использующих высокие технологии. Однако рыночные туристские механизмы в России полностью пока не заработали. На сегодняшний день в России пока отсутствует предпринимательский подход к туризму. На практике установлен приоритет имитационных систем освоения тех или иных новшеств, что приводит к реализации сценария «догоняющего развития». При переходе экономики России на рыночные отношения в стране активно формировались предпосылки для развития малого бизнеса, возникали разнообразные формы собственности, реструктуризовался госсектор, создавалась рыночная инфраструктура [4]. Появление большого количества независимых предприятий объективно образовало конкурентную среду, где эффективно могут функционировать лишь хозяйствующие субъекты, выпускающие специфическую продукцию и оказывающие эксклюзивные услуги.
Направленность структурных изменений отечественной экономики в условиях вступления России в ВТО, предполагающая ориентацию, прежде всего, на высокотехнологичные отрасли, в этом смысле совпадает с идеологией поддержки малого бизнеса, работающего на внешнем рынке. А концентрированная государственная поддержка должна осуществляться именно по данному направлению.
Существует множество форм управления туристской отраслью на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику [2].
В туристском процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении [1; 3]. В конечном итоге должен быть произведён продукт, имеющий коммерческий успех, только тогда туристский процесс может быть завершённым. Законодатель умышленно обходит вниманием субъекты и объекты туристской деятельности. В законопроекте отсутствуют статьи, перечисляющие субъекты и объекты туристской деятельности. Дело в особом правовом характере туристской деятельности.
Туристские проекты являются одним из резервов экономического роста в рамках установленной политики и призваны обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счёт освоения производства принципиально новых видов продукции и технологии, а так же расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров [5]. В настоящее время туристские проекты стали конкретными экономическими категориями с их определениями, а также методами оценки эффективности.
Достижение стабильного развития сегодня во всё большей мере связывается с инновациями в туризме. Они не только трансформируют производственные силы, но и представляют собой одно из важнейших звеньев в системе социально-экономических процессов. Каждое новое поколение туристских инноваций расширяет сферу своего влияния в социальной жизни и способствует повышению её качества. Инновационный путь развития в туризме возможно осуществить, реализовав имеющиеся и создав новые предпосылки. Для движения по этому пути должны быть в наличии три фактора: инновационный спрос, база генерирования туристских продуктов, необходимый объём финансирования.