ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Нестерова А.А.1
1Российский Государственный Социальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений проблема экономического обоснования инвестирования туристских проектов приобретает особую актуальность. Она возникает уже на прединвестиционной фазе [4]. В общем понимании эффективностью называют степень достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Эффективность инвестиционного проекта методическими рекомендациями рассматривается как категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной, финансово реализуемый проект может быть неэффективным для его участников.

Эффективность весьма важно рассматривать не только как результат переработки поступающих в систему ресурсов в конечный продукт (хотя это в действительности так и происходит), но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. В общем виде эффективность есть отношение стоимости выходной продукции к стоимости входного сырья. Даже с чисто математической точки зрения можно видеть, что все то, что влияет на входные или на выходные величины, вызывает изменения в эффективность. Это означает, что наряду с процессом переработки необходимо рассматривать входные и выходные величины, а также любые влияющие на них факторы внешней среды.

На рис. 1. эффективность показана с точки зрения системного подхода. Здесь видно, что на эффективность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку все эти факторы влияют и друг на друга, то можно сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению эффективности не существует. Многие попытки повышения эффективности провалились именно потому, что руководители в процессе управления не предвидели возможных результатов предпринятых ими усилий.

Рисунок 1. Системный подход эффективности.

Один из главных постулатов управления гласит, что эффективность инвестирования туристских проектов заключается в невозможности добиться устойчивой высокой эффективности при спонтанной, импульсивной реакции на любые возникающие проблемы. Руководство должно обеспечивать эффективность посредством процесса планирования. В настоящее время жизненно важное значение для устойчивого роста эффективности имеет перспективное планирование, поскольку для эффективности вполне типичны временные падения по причинам, не связанным с эффективностью реализуемых программ ее повышения. Среди большого количества показателей эффективности важнейшую роль играет показатель эффекта. Эффект – категория, характеризующая превышение результатов реализации проекта над затратами на неё за определённый период времени. В отечественной теории эффективности в настоящее время многие исследователи различают народнохозяйственный (или глобальный) подход и хозрасчётный (или локальный) подход, ориентирующий на приоритеты интересов отдельного предприятия [5].

Эффективность проектов может исчисляться в зависимости от конкретных ситуаций, определённых инвестором, и называется коммерческой, бюджетной, экономической [1]. При осуществлении туристского проекта выделяются три вида деятельности: инвестиционная, операционная и финансовая. В рамках каждого вида деятельности и в каждом периоде осуществления проекта (на каждом максимуме расчёта) наблюдается поток денежных средств: приток Пi(t) и отток Оi(t). Разность между ними Φi(t) определяется по формуле: Φi(t)=Пi(t)-Оi(t), где i=1,2,3,…

Эффективность инвестиционно-туристского проекта может оцениваться как количественными, так и качественными характеристиками. Реализуемость проекта и эффективность участия в проекте следует проверять с использованием прогнозных цен и в тех валютах, в которых эти инвестиционные проекты осуществляются. Эффективность инвестиционного проекта – эта категория, отражающая соответствие проекта, целям и интересам его участников. Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества ВВП, который затем делится между участвующими в проекте субъектами [6].

В отечественной экономике методические подходы, сложившиеся к определению эффективности инвестиций, предполагали осуществление анализа только в сфере капитальных вложений. В основе принятия инвестиционных решений лежит оценка инвестиционных качеств предлагаемых объектов инвестирования, которая в соответствии с методикой современного инвестиционного анализа ведётся по определённому набору критериальных показателей эффективности. Определение значений показателей эффективности инвестиций позволяет оценить рассматриваемый инвестиционный объект с позиции приемлемости для дальнейшего анализа, произвести сравнительную оценку ряда конкурирующих инвестиционных объектов и их ранжирование, осуществить выбор совокупности инвестиционных объектов, обеспечивающих заданное соотношение эффективности и риска.

Эффективность инвестирования туристского проекта осуществляется в 2 этапа:

1) общая оценка проекта в целом и определение целесообразности его дальнейшей разработки;

2) конкретная оценка эффективности участия в проекте каждого из участников.

Эффективность проекта с точки зрения предприятий характеризуется показателями эффективности их участия в проекте. При их определении принимается, что возможность использования денежных средств не зависят от того, что эти средства собой представляют.

Теория оценки экономической эффективности инвестиционно-туристских проектов стремится создать аналитический инструмент, позволяющий получить ответы на следующие три вопроса:

1) какие конкретные инвестиционные проекты должна принять фирма?

2) какой общий объём капитальных затрат должна сделать фирма?

3) из каких источников может финансироваться инвестиционный портфель фирмы?

Проблема не сводится к тому, какое направление капитальных затрат финансировать из данного объёма средств, поскольку и объём затрат, и размер эмиссии акций является переменными значениями, находящимися под контролем фирмы [3].

Беренс В., Хавраник П.М. [2] выделяют следующие основные составляющие функциональные цели и перечни эффективности инвестирования:

- определение рынка и анализ рыночной структуры: определение рынка; структура целевого рынка;

- анализ системы маркетинга: отраслевая структура; структура потребителей; занятость и конкуренция; основные орудия конкуренции; структура сбыта;

- анализ характеристик рынка: ёмкость рынка; фаза жизненного цикла рынка; насыщение рынка; темпы роста; неполные рынки; стабильность спроса; структура потребностей потребителей; мотивы совершения покупки; процесс покупки, позиция по отношению к информации; интенсивность и острота конкуренции;

- анализ конкурентов: общий объём продаж конкурента; объём продаж в важнейших сегментах; общая доля на рынке; доли рынка в важнейших сегментах;

- анализ окружающей среды: имеющиеся энергоресурсы; сырье и материалы; план защиты окружающей среды; рециклирование; технология; нововведения в отношении производимых материалов; замещение технологий; технология рециклирования;

- корпоративный (внутренний) анализ: сильные стороны организации; слабые стороны организации; возможности внешней среды для организации; угрозы внешний среды для организации.

Особое значение имеет экспертиза по критерию эффективности инвестирования туристских проектов. Обобщённую оценку инвестиционных проектов по критерию эффективности осуществляют на основе суммы ранговой значимости всех рассматриваемых показателей и того показателя эффективности инвестиций, которому предприятие отдаёт приоритет.

Просмотров работы: 164