- инклюзивный и устойчивый экономический рост;
- социальная инклюзивность, трудоустройство и сокращение масштабов нищеты;
- эффективное использование ресурсов, охрана окружающей среды и изменение климата;
- культурные ценности, разнообразие и наследие;
- взаимопонимание, мир и безопасность [1].
Общими усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму, Совета Земли был разработан документ «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий туризма», и после проведения совместной конференции на политической повестке дня стали появляться понятия «устойчивый туризм» и «устойчивой развитие туризма». Положения по развитию устойчивого туризма и практика управления устойчивым развитием могут быть применимы ко всем формам туризма во всех типах туристских дестинаций. Принципы устойчивого развития туризма относятся к экологическим, экономическим и социокультурным аспектам развития туризма, поэтому устойчивый туризм должен:
1) обеспечивать оптимальное использование природных ресурсов, которые являются основным элементом развития туризма, поддерживая существенные экологические процессы и помогая сохранить природные ресурсы и биоразнообразие;
2) уважать социокультурные особенности принимающих сообществ, сохранять их культурное наследие и традиционные ценности и способствовать межкультурному пониманию и терпимости;
3) гарантировать жизнеспособные, долгосрочные экономические операции, предоставляя и справедливо распределяя социально-экономические преимущества для всех участников – устойчивую занятость и возможности получения дохода, социальное обеспечение в принимающих сообществах, способствуя тем самым снижению уровня бедности [2].
Туристские компании должны заниматься определением направлений деятельности по развитию устойчивого туризма, а приоритетными сферами деятельности становятся сохранение и восстановление окружающей среды, привлечение сотрудников и клиентов к решению вопросов вопросов экологии, минимизация отходов [3]. Составной частью управленческих решений должно быть рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды.
За прошлые десятилетия туризм испытывал непрерывное расширение и диверсификацию, становясь одним из самых больших и наиболее быстрорастущих секторов экономики в мире. В последние годы сектор туризма растет в среднем на 4%. Согласно прогнозам ЮНВТО, к 2030 году ожидается 1,8 млрд международных туристских прибытий. Наиболее популярными у международных путешественников пользуются Франция, США, Испания, Китай и Италия. Другим наиболее посещаемым регионом является Азиатско-Тихоокеанский регион, который к 2030 году, по прогнозам ЮНВТО, сможет принять 535 миллионов туристов [5]. Ожидается, что в период 2010–2030 гг. прибытия во вновь появляющиеся туристские дестинации увеличатся в два раза относительно темпа роста в развитой экономике. К 2030 г. Северо-Восточная Азия будет наиболее посещаемым регионом в мире [4]. В соответствии с существенным ростом прибытий международные доходы от туризма за прошлые десятилетия устойчиво увеличивались, превратив его в четвертый самый важный экспортный сектор во всем мире (после топлива, химикатов и автомобильных продуктов) с покупательной силой в 1 трлн долл. США в год. Таким образом, туризм составляет 30% мирового экспорта коммерческих услуг, или 7% экспорта в целом. Принимая во внимание все прямые, косвенные и вызванные эффекты, экономика туризма представляет 10% глобального ВВП. Это способствует достижению 8,7% полной занятости. Считается, что одно рабочее место в основном туристском секторе создает приблизительно полтора дополнительных или косвенных рабочих места в связанной с туризмом экономике.
Рост туризма имеет огромное экономическое значение для наименее развитых стран. Приблизительно в половине таких стран туризм составляет более 40% ВВП и является самым важным источником иностранной валюты. Кроме источника иностранной валюты для дестинаций и создания рабочих мест, у туристского сектора есть и другие положительные прямые и косвенные воздействия на мировую экономику, такие как обеспечение стимула к торговле небольших, средних и микропредприятий, рост доходов и предпринимательства (особенно в секторе обслуживания). Эта деятельность также вызывает создание новой общественной инфраструктуры, сохраняет и финансирует сохранение природного и культурного наследия. Практические ведущие проекты во всем мире демонстрируют положительные изменения, которые могут быть достигнуты через устойчивые методы туризма, делая туризм образцовым сектором для «зеленой» экономики. Экологизация туристского сектора укрепляет его потенциал занятости с увеличением найма местного персонала и расширением возможностей в туризме, ориентируемом на местную культуру и природную окружающую среду [6].