К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ТРЕВОЖНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ТРЕВОЖНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Морозова О.О. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов развития личности. Неустойчивая самооценка, эмоциональная неуравновешенность, стрессы и многие другие трудности в этом возрасте являются благодатной почвой для развития повышенного уровня тревожности, а тревожность, в свою очередь, способствует возникновению многих психологических проблем подросткового возраста.

Повышенный уровень тревожности негативно сказывается на общем развитии и формировании личности подростка, снижается школьная успеваемость, усугубляются проблемы, возникающие в этот период. Именно поэтому проблема тревожности в этом возрасте так актуальна. Несмотря на то, что изучением тревожности занимались многие известные ученые и ими были разработаны и предложены различные способы и методы по снятию тревожности, тем не менее, в настоящее время подростковая тревожность – распространенное явление и более того количество тревожных детей растет с большой скоростью. Современная образовательная среда нуждается в эффективном комплексе психолого-педагогических условий и средств, способствующих снижению уровня тревожности в подростковом возрасте.

Тревожность – широко распространенное явление в наше время. Многие исследователи и психологи сходятся во мнении, что именно тревожность является причиной возникновения многих психологических трудностей пубертатного периода. Тревожность является симптомом «преневротического состояния» и катализатором для расстройств эмоциональной сферы. Повышенная тревожность играет значительную роль в формировании аддиктивного и делинквентного поведения, а также в развитии неврозов и психозов в подростковом возрасте. В целях профилактики и дальнейшей коррекции повышенного уровня тревожности требуется своевременное его выявление при помощи эффективной диагностической программы .

Несмотря на то, что интерес к исследованию феномена тревожности на протяжении долгого времени остается высоким, до сих пор нет единого мнения об определении понятия тревожности. Отечественные исследования тревожности представлены работами В. Астапова, Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина и др.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.

А.И. Захаров выделяет такие виды беспокойства как [2]:

  • Беспокойство с преобладанием тревожности – отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нетерпение, темп речи ускорен.

  • Беспокойство с преобладанием боязни – отмечается медлительность, скованность, речь невыразительна, мышление инертно, настроение мрачное и подавленное.

Понятие «тревожность» имеет много аспектов. Слово тревожность в переводе с английского "anxiety" – беспокойство, волнение, тревога, забота. В большом психологическом словаре понятие «тревожность» звучит как: «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [1].

По мнению А.М. Прихожан, тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [3]. По мнению А.И. Захарова, подход к феномену тревожности базируется на следующих критериях. Во-первых, не следует считать, что тревожность – изначально негативная черта личности, во-вторых, она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации и, в-третьих, для каждого человека будет свойственен свой оптимальный уровень тревожности - полезная тревожность, без которой невозможно развитие личности. С. Салливен рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.

Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события в реальной жизни, а возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием. Таким образом, эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека, независимо от какого бы то ни было угрожающего события.

А многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Впервые проблема тревожности, по мнению современных исследователей, была поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З.Фрейда. По определению Фрейда, тревожность - неприятное переживание, которое выступает сигналом предполагаемой опасности. Содержанием тревожности являются чувства неопределенности и беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками – специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания.

Г.Айзенк, Д.Филлипс, Б. Мартин различают тревогу как психическое состояние и как устойчивую черту характера. Так, Г. Айзенк эмоциональную неустойчивость называет одним из проявлений тревоги, Д.Филлипс и Б.Мартин утверждают, что тревога вызывается той или иной формой стресса.

Спилбергер Ч.Д. дает следующее определение тревожности, под которым понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы [5].

По замечанию Ч. Спилбергера, «при всем смысловом различии термина «тревога», исследователи используют его чаще всего в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности (тревожность), но относятся они к совершенно разным понятиям» [6]. В первом случае термин «тревога» используется для описания болезненного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями личности, ожидания неблагоприятного развития событий, напряженностью. Это состояние личности может возникнуть в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неопределенным источником опасности. Во втором случае тревожность – это свойство личности, которое характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Проявления тревоги под действием различных стрессов всегда индивидуальны: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир, как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная) [5]. Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром. Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние. Ситуативную тревожность порождают некоторые конкретные ситуации, которые объективно вызывают беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Оно может быть разным по интенсивности и динамичности [6].

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных [4]:

1) с процессом обучения – учебная тревожность;

2) с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

3) с общением – межличностная тревожность.

Также, Прихожан были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею "масками". В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Л.И. Божович выделила два вида тревожности:

1.Адекватная – отражающая объективное отсутствие условий для удовлетворения тех или иных потребностей.

2.Неадекватная – когда условия для удовлетворения потребностей имеются.

A.M. Прихожан на основе исследований Л.И. Божович обосновала эти два вида тревожности у подростков в общении со сверстниками [4]:

- адекватная, являющаяся ответной реакцией на неудачи подростка в отношениях со сверстниками;

- неадекватная, которая при объективном благополучии порождается конфликтным строением самооценки, при этом суть переживаний неадекватной тревожности заключается в наличии постоянных колебаний между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Нейтральные ситуации также оцениваются как угрожающие.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение. И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме. Чрезмерно высокий уровень тревожности, так же как и слишком низкий уровень (полное отсутствие тревожности) рассматриваются как явление, мешающее нормальной адаптации.

Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Также интересен взгляд З. Фрейда на данное явление. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает тревожность. З. Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. В связи с этим, он выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. В ряде случаев переводится как «реальный страх», «невротический страх», «моральный страх».

Реалистическая тревогаэмоциональный ответ на угрозу или понимание реальных опасностей внешнего мира. Она выполняет такую важную функцию Эго, как самосохранение.

Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (внешний источник), и только когда возникает реальная возможность импульсам Ид прорваться через контроль Эго, возникает невротическая тревога.

Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым Сверх-Я склонны чувствовать вину, совершая нечто противное моральному кодексу или даже думая об этом. О них говорят, что они терзаются муками совести. Моральная тревога также в основе реалистична: в прошлом человека наказывали за нарушения морального плана, могут наказать и опять. Тревожность может генерализовываться от постоянного страха ожидания опасности и это может стать основой депрессивного поведения.

Таким образом, тревожность – состояние эмоционального дискомфорта, связанное с предчувствием потенциальной угрозы, с ожиданием возможной опасности. Тревожность рассматривают как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности или темперамента. В связи с этим исследователи разделяют понятия «тревога» и «тревожность». Тревога – это естественное временное проявление беспокойства, волнения, в то время как тревожность – устойчивое состояние, склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Таким образом, в психологических исследованиях понятие «тревожность» является многогранным и неопределенным, но все же большинство исследований сходятся в необходимости рассматривать его дифференцированно: как ситуативное явление и как личностную характеристику.

Список литературы

  1. Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – Олма-пресс. 2004.

  2. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1989.

  3. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998 г. - 632 с.

  4. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование. 1998, № 2

  5. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24

  6. Спилбергер Ч. Тревога и поведение – СПб.: Питер, 2001, - 252 с.

Просмотров работы: 1746