Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является формирование валеологически целесообразной образовательной среды. Под образовательной средой в самом общем виде можно понимать совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования [1].
В качестве важнейших элементов образовательной среды, оказывающих непосредственное влияние на здоровье детей, можно рассматривать организацию процесса обучения и воспитания, методы и формы обучения и воспитания, психологическую атмосферу в коллективе, санитарно-гигиенические условия образовательного учреждения, двигательный режим детей, питание, медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.
Формирование валеологически целесообразной образовательной среды предполагает не только адаптацию среды к ребенку, то есть создание оптимальных условий обучения и воспитания, но и адаптацию ребенка к образовательной среде за счет повышения резервов его психического и физического здоровья [2].
В последние годы на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии разрабатывается новое междисциплинарное научно-практическое направление, которое можно назвать развивающей педагогикой оздоровления. Одним из его основателей был русский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. В настоящее время данное направление активно разрабатывается силами сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования. Оно характеризуется следующими чертами:
- в центре его лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;
- здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
- оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития – расширения психофизиологических возможностей детей;
- работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;
- ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход [2].
В рамках развивающей педагогики оздоровления выделяются следующие принципы:
1. Развитие творческого воображения, которое становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с младшими школьниками.
2. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
3. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Основными формами организации оздоровительной работы данного направления являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные моменты, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки, физкультурные досуга, спортивные праздники, Дни здоровья, оздоровительные процедуры в водной среде.
В аспекте нашего исследования значимыми являются идеи Т.В. Поштаревой о валеологическом подходе к целостному педагогическому процессу в образовательном учреждении. Она считает, что формирование валеологической и физкультурной образованности школьников способствует развитию у детей осознанной потребности в здоровье и становлению практических навыков ведения здорового образа жизни. Т.В. Поштарева предложила модель валеологического подхода, состоящую из следующих компонентов:
1. Создание здоровьесохраняющей среды в образовательном учреждении путем реализации практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса:
-валеологизация пространства образовательного учреждения;
- валеологизация педагогического процесса;
-оздоровительная работа с младшими школьниками и педагогами.
2. Процесс формирования валеологической образованности младших школьников, предусматривающий их включенность в образовательную, физкультурно-оздоровительную деятельность, способствующую зарождению основ индивидуальной философии здоровья и поведенческих навыков в ведении здорового образа жизни.
3. Организация физического воспитания эколого-валеологической направленности, выступающего как фактор формирования физической культуры личности школьника.
Реализация данной модели, по мнению автора, позволит обеспечить необходимые условия для полноценного развития ребенка, побудить его к формированию своего здоровья, пониманию основ здорового образа жизни.
Ю.Толстовой выделены элементы валеологизации воспитательного процесса в образовательном учреждении:
1. Валеологическое воспитание и обучение, которое предполагает пробуждение интереса и создание потребности в здоровом образе жизни, достижение валеологической грамотности детей, обучение валеологическим навыкам, закрепление валеологической мотивации и формирование валеологической активности, укрепление здоровья на основе здоровьесберегающего поведения;
2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста, которые подразумевают использование приемов, методов, форм педагогической работы, позволяющих выполнять задачи воспитания и обучения с минимальным ущербом для здоровья.
Таким образом, проблема укрепления и охраны здоровья детей сложна и многогранна. Начиная с дошкольного возраста, детей следует ориентировать на формирование, сохранение и укрепление общечеловеческой ценности - здоровья, а это предполагает ориентацию педагогов на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию здорового образа жизни, самопознанию, самореализации ребенка в условиях личностно-ориентированного взаимодействия.
Список литературы:
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л. Г. Татарникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Петроградский и К., 1997. - 415 с.
Поштарева Т.В. Эколого-валеологическая направленность физического воспитания старшего дошкольника: автореф.-.канд. пед. наук/ Т.В. Поштарева. - Ставрополь, 2010. - 30 с.