ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трунова Ю.С. 1, Панеш Б.Х. 1
1Адыгейский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интерес к проблеме здоровья со стороны таких ученых, как И.А.Аршавский, А.П. Лаптев, Ю.П. Лисицын, Л. Г. Татарников и др. вызван ухудшением физического, психического и нравственного здоровья детей. Анализ научной литературы показывает, что проблему воспитания и развития здорового ребенка, а также отдельные условия организации данного процесса рассматривали многие авторы. Так, например, ряд авторов особое значение для укрепления здоровья детей видят в организации двигательной активности на протяжении дня. Многие исследователи эффективным средством укрепления здоровья детей считают закаливание. А.П. Лаптев, Е.Г. Леви-Гориневская, В.П.Праздников, Ю.Н. Чусов и др. центральное место в решении проблемы воспитания и развития здорового ребенка отводят организации оптимального режима дня.

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является формирование валеологически целесообразной образовательной среды. Под образовательной средой в самом общем виде можно понимать совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования [1].

В качестве важнейших элементов образовательной среды, оказывающих непосредственное влияние на здоровье детей, можно рассматривать организацию процесса обучения и воспитания, методы и формы обучения и воспитания, психологическую атмосферу в коллективе, санитарно-гигиенические условия образовательного учреждения, двигательный режим детей, питание, медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.

Формирование валеологически целесообразной образовательной среды предполагает не только адаптацию среды к ребенку, то есть создание оптимальных условий обучения и воспитания, но и адаптацию ребенка к образовательной среде за счет повышения резервов его психического и физического здоровья [2].

В последние годы на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии разрабатывается новое междисциплинарное научно-практическое направление, которое можно назвать развивающей педагогикой оздоровления. Одним из его основателей был русский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. В настоящее время данное направление активно разрабатывается силами сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования. Оно характеризуется следующими чертами:

- в центре его лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;

- здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

- оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития – расширения психофизиологических возможностей детей;

- работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;

- ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход [2].

В рамках развивающей педагогики оздоровления выделяются следующие принципы:

1. Развитие творческого воображения, которое становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с младшими школьниками.

2. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

3. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Основными формами организации оздоровительной работы данного направления являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные моменты, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки, физкультурные досуга, спортивные праздники, Дни здоровья, оздоровительные процедуры в водной среде.

В аспекте нашего исследования значимыми являются идеи Т.В. Поштаревой о валеологическом подходе к целостному педагогическому процессу в образовательном учреждении. Она считает, что формирование валеологической и физкультурной образованности школьников способствует развитию у детей осознанной потребности в здоровье и становлению практических навыков ведения здорового образа жизни. Т.В. Поштарева предложила модель валеологического подхода, состоящую из следующих компонентов:

1. Создание здоровьесохраняющей среды в образовательном учреждении путем реализации практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса:

-валеологизация пространства образовательного учреждения;

- валеологизация педагогического процесса;

-оздоровительная работа с младшими школьниками и педагогами.

2. Процесс формирования валеологической образованности младших школьников, предусматривающий их включенность в образовательную, физкультурно-оздоровительную деятельность, способствующую зарождению основ индивидуальной философии здоровья и поведенческих навыков в ведении здорового образа жизни.

3. Организация физического воспитания эколого-валеологической направленности, выступающего как фактор формирования физической культуры личности школьника.

Реализация данной модели, по мнению автора, позволит обеспечить необходимые условия для полноценного развития ребенка, побудить его к формированию своего здоровья, пониманию основ здорового образа жизни.

Ю.Толстовой выделены элементы валеологизации воспитательного процесса в образовательном учреждении:

1. Валеологическое воспитание и обучение, которое предполагает пробуждение интереса и создание потребности в здоровом образе жизни, достижение валеологической грамотности детей, обучение валеологическим навыкам, закрепление валеологической мотивации и формирование валеологической активности, укрепление здоровья на основе здоровьесберегающего поведения;

2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста, которые подразумевают использование приемов, методов, форм педагогической работы, позволяющих выполнять задачи воспитания и обучения с минимальным ущербом для здоровья.

Таким образом, проблема укрепления и охраны здоровья детей сложна и многогранна. Начиная с дошкольного возраста, детей следует ориентировать на формирование, сохранение и укрепление общечеловеческой ценности - здоровья, а это предполагает ориентацию педагогов на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию здорового образа жизни, самопознанию, самореализации ребенка в условиях личностно-ориентированного взаимодействия.

Список литературы:

  1. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л. Г. Татарникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Петроградский и К., 1997. - 415 с.

  2. Поштарева Т.В. Эколого-валеологическая направленность физического воспитания старшего дошкольника: автореф.-.канд. пед. наук/ Т.В. Поштарева. - Ставрополь, 2010. - 30 с.

Просмотров работы: 150