КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РАЗВИТИЕ, ОСОБЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РАЗВИТИЕ, ОСОБЕННОСТИ

Воробьев И.Н. 1
1Министерство финансов Красноярского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любое государство нуждается в развитой экономике и стабильном способе управления своими ресурсами.

В государствах, занимающих лидирующие позиции по уровню социально-экономического развития, информационные технологии активно используются для целей государственного управления. Объем информации, обрабатываемой органами государственной власти в процессе управления стремительно возрастает. Стратегическое и тактическое управление строится на результатах обработки такой информации, а возросшие требования к скорости и качеству обработки информации усиливают потребность в привлечении информационных технологий.

Для решения поставленных задач правительствами лидирующих стран еще в начале 2000 годов сформированы концепции электронных правительств, предусматривающие использование информационных технологий для формирования единых информационных пространств, систематизации средств государственного управления и каналов коммуникации между государством, гражданами и бизнесом.

К 2017 году в мире сформировались несколько основных концепций «Электронного правительства».

Соединенные Штаты Америки.

В Соединенных Штатах Америки (далее – США) под «Электронным правительством» понимаются государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами, например, туристами) и структурами, не входящими в правительство.

Начало «Электронному правительству» в США было положено созданием веб-сайта Белого Дома в 1993 году.

Стоит отметить принятый в августе 2001 г. президентом документ под названием «Список вопросов о контроле президента по управлению федеральным правительством», в котором изложена инициатива по развитию электронного правительства.

Основные принципы, определенные Президентом для формирования «Электронного правительства» состоят в том, чтобы:

  • облегчить гражданам доступ к получению услуг и к взаимодействию с федеральным правительством;

  • повысить эффективность и продуктивность работы правительства;

  • повысить ответственность правительства перед гражданами.

Указанные принципы были закреплены стратегией E-Government Strategy в виде четырех основных направления развития [1]:

  • Правительство – граждане (Government to Citizens – G2C). Направлено на предоставление в полном объеме универсальный онлайн доступ к получению необходимых услуг. Предполагает использование современных средств управления взаимоотношениями для улучшения качества и эффективности предоставляемых услуг. Сюда входит использование Интернет для предоставления таких услуг как пенсионное обеспечение, предоставление кредитов, учебных и образовательных материалов;

  • правительство – бизнес (Government to Business – G2B). Основная цель снизить существующее бремя на бизнес и уменьшить накладные расходы путем радикального сокращения избыточности при сборе и предоставлении данных, организации универсальных решений для поддержки и развитие цифровых коммуникаций для развития электронного бизнеса;

  • правительство – правительство (Government to Government – G2G): основная задача обеспечить совместное использование информации и интеграция баз данных органов власти всех уровней, включая федеральные, региональные и местные; кроме того, предусматривается улучшение возможностей управления грантами и усиление межправительственной интеграции с позиции национальной безопасности;

  • внутренняя эффективность и результативность (Internal Efficiency and Effectiveness – IEE). Нацелено на адаптацию накопленного коммерческими структурами опыта в правительственной деятельности, таких как управление цепочками поставщиков, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, снабжение, учет и инвентаризация.

Управление стратегией «электронного правительства» Соединенных Штатов осуществляется несколькими основными органами, отвечающими за процесс информатизации и реализации инициатив в области «Электронного правительства»:

  • Президентский управляющий совет (President’s Management Council – PMC), в состав которого входят руководители агентств. Администрация Президента США осуществляет руководство программой через PMC;

  • Офис исполнительного директора Административно-бюджетного управления (Office of Management and Budget - OMB) по информационным технологиям и электронному правительству. Осуществляет утверждение финансирования всей деятельности по трансформации федерального правительства, а также текущее руководство;

  • Совет руководителей управлений по информатизации (Chief Information Officers Council), в состав которого входят представители управления снабжением и обеспечением (Procurement Executive) и представители управления кадрами (Human Resources). Образован для выработки скоординированной политики всех правительственных ведомств в области информации и информационных технологий. В его задачу входит организация и управление реализацией двух инициатив, имеющих ключевое значение для всего процесса трансформации: инициатива по электронной аутентификации и инициатива по архитектуре организации.

Система государственных органов США по управлению процессом информатизации является наиболее полной и, в том или ином виде подобные органы имеют место в Великобритании, Австралии и Канаде.

Великобритания.

В Великобритании, концепция называется «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху» сделан акцент на решение следующих проблем: расширение области предоставляемых услуг, наиболее эффективное использование социальной информации, создание условий для полного охвата [2]. Основной целью для Великобритании является освобождение государственных служащих от выполнения рутинных работ.

Основным документом для обеспечения совместимости решений электронного государства является e-Government Interoperability Framework (далее – UK e-GIF) [3]. На основе данного документа устанавливаются рамочные условия для приложения, что позволяет создать предпосылки для совместной деятельности государственных органов и единого веб-интерфейса.

В отличие от большинства других национальных архитектур, которые носят рекомендательный характер, UK e-GIF является его обязательное применение при создании приложений. Все требования, предъявляемые UK e-GIF к решениям доступны на сайте GovTalk (http://www.dcc.ac.uk), который является центральным хранилищем информационных ресурсов электронного правительства.

Европейский союз.

Разработкой и реализацией стратегии в области информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ) отвечает Генеральный директорат по информатике (Directorate-General for Informatics). Он координирует общеевропейские программы IDA I и II1, IDABC2, и ISA3. Основные цели этих программ направлены на создание панъевропейских услуг электронного правительства для граждан и бизнеса (IDABC 2009b, ISA 2010). Интероперабельность в рамках Евросоюза регулируется документом new European Interoperability Framework (далее – EIF) [4].

Методология EIF, отличающаяся системностью и высокоуровневым изложением, с одной стороны облегчает задачу проектирования электронного правительства, охватывая наиболее важные аспекты и направления, с другой – предоставляет широкую свободу выбора средств и методов как для планирования, так и для реализации электронного правительства.

Для данной концепции характерно:

  • наличие надгосударственных институтов, чьи рекомендации должны исполняться всеми странами Евросоюза;

  • высокая степень интеграции, что проявляется в единой валюте, едином информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции;

  • законодательство, регламентирующее информационные отношения в европейском информационном пространстве.

Применение технологий в этой модели прежде всего ориентировано на нужды граждан и бизнеса.

В настоящее время стратегия дальнейшего развития определяется программой "Европа 2020", целями которой является устойчивый рост, основанный на знаниях, эффективное использование ресурсов, высокая занятость [5].

Сингапур.

Концепция, реализуемая в Сингапуре (Southern Group on Educational Affairs – SGEA). «Любая государственная услуга, если это возможно, должна быть предоставлена в электронном виде» – лозунг электронного правительства в Сингапуре [6].

Основное внимание уделяется следующим принципам:

  • ценность электронных сервисов для граждан и бизнеса, удовлетворение их базовых

потребностей (поддержание здоровья, обеспечение безопасности);

  • глубокое понимание существующих процессов и их основных проблем, вовлечение в процесс разработки сервисов всех заинтересованных сторон, включая бизнес и население;

  • при планировании целей и задач, стоящих перед информационной системой, основным критерием успеха является полезность их реализации для граждан.

Структурно SGEA разбивается на четыре эталонные модели:

  • Business Reference Model (BRM) описывает бизнес-процессы каждого из государственных ведомств;

  • Data Reference Model (DRM) определяет семантику и форматы обмениваемых между ведомствами данных;

  • Solution Reference Model (SRM) описывает элементы информационной системы, и компоненты сервисов, которые могут использоваться другими организациями в рамках электронного правительства;

Technical Reference Model (TRM) описывает принципы IT-инфраструктуры организации.

Ключевое различие между подходами SGEA и EIF заключается в том, что EIF не накладывает практически никаких ограничений на реализацию внутренней архитектуры организации, акцентируя внимание на концептуальных принципах построения электронных сервисов. В то же время SGEA выдвигает четкие требования к IT-архитектуре каждого ведомства по 9-ти направлениям, среди которых программная архитектура, сетевая архитектура, архитектура управления данными, архитектура безопасности.

Эстония.

В Эстонии, большое внимание уделяется принципам ориентирования на пользователя (доступность для всех категорий граждан, удобство использования, скорость обслуживания, минимум запрашиваемой информации, отсутствие платы за услуги) и принципам, способствующим информационному взаимодействию (открытость используемых решений, стандартизация процедур обмена данными, унификация моделей описания данных и сервисов) [7].

Доступ населения к сервисам электронного правительства обеспечивается за счет использования электронных идентификационных карт, с помощью которых граждане получают возможность пользоваться всеми государственными интернет-сервисами. Это позволило Эстонии еще в 2005 года стать первой страной в мире, которая обеспечила возможность электронного голосования граждан, а на выборах 2015 года в парламент Эстонии доля онлайн-голосования составила 30,5%, граждане проголосовали.

Российская концепция начала формироваться постановлением Правительством Российской Федерации №65 от 28 января 2002 года, которым была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010)» [8]. Главными целями программы являлись:

  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

  • повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля над деятельностью органов государственной власти.

За время работы программы была заложена концепция формирования информационной среды в рамках всего государства, определены стратегические цели и обозначены направления дальнейшего развития.

С учетом полученного опыта 7 февраля 2008 года была и утверждена стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Основной целью формирования и развитие информационного общества является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [9].

В 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р была утверждена государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» основной целью которой является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [10].

В процессе достижения поставленных целей были разработаны и внедрены десятки информационных систем в органах государственной власти, в числе которых можно выделить следующие:

Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (система, объединяющая несколько подсистем обеспечивающих разный функционал);

Портал государственных услуг Российской Федерации;

Государственной автоматизированной информационной системы «Управление»;

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах;

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства;

Автоматизированной информационной системы «Государственный кадастр недвижимости».

Рост числа информационных систем приводит к возникновению проблем с их эксплуатацией, администрированием и интеграцией со вновь создающимися системами.

Для качественной автоматизации взаимодействия информационных систем в электронном виде необходимо наличие единого подхода к обмену информацией между информационными системами.

Одним из элементов такого подхода является система межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) целью которой является технологическое обеспечение информационного взаимодействия государственных информационных систем [11].

Система взаимодействия представляет собой программную платформу, обеспечивающую единый стандартизованный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений.

Приведенная выше информация показывает, что большинство концепций «Электронных правительств» очень схожи и преследуют схожие цели:

  • формирование электронного канала обмена информацией между органами власти;

  • создание электронных сервисов для оказания услуг гражданам и бизнесу;

На основании отчета Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций можно сделать однозначный вывод, что в странах, успешно внедряющих концепции «Электронного правительства» отмечается рост качества и количества услуг, оказываемых государству своим гражданам. Сокращаются бюрократические издержки.

Происходит рост экономических показателей бизнеса, за счет сокращения издержек.

Следует также отметить, что Российская Федерация показывает стабильный рост по показателям эффективности государственного управления в том числе, за счет внедрения «Электронного правительства».

Список использованных источников:

1

Implementing the President’s Management Agenda for E-Government [Электронный ресурс] – The National Academy of Sciences, Engineering, Medicine. Режим доступа: https://sites.nationalacademies.org/cs/groups/pgasite/documents/webpage/pga_055959.pdf

2

Government ICT Strategy [Электронный ресурс] : The National Archives – Режим доступа:

http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/+/http:/www.cabinetoffice.gov.uk/media/317444/

ict_strategy4.pdf

3

e-Government Interoperability Framework. [Электронный ресурс] : Site United Nations – Режим доступа: http://www.unapcict.org/ecohub/resources/united-kingdom-e-government-interoperability-framework-version-6.1/at_download/attachment1

4

New European Interoperability Framework. [Электронный ресурс] : Information site of European commission – Режим доступа: https://ec.europa.eu/isa2/sites/isa/files/eif_brochure_final.pdf

5

«Europe 2020: European strategy for smart, sustainable and inclusive growth». [Электронный ресурс] : Сайт Information site of European commission – Режим доступа: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf

6

Government Enterprise Architecture in Singapore: Issues, Practices and Trends [Электронный ресурс] : United Nations Public Administration Network – Режим доступа: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UNPAN/UNPAN030959.pdf

7

Digital agenda 2020 for Estonia [Электронный ресурс] : Сайт электронного правительства Эстонии – Режим доступа: https://www.mkm.ee/sites/default/files/digital_agenda_2020_estonia_engf.pdf

8

ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)». [Электронный ресурс] : Сайт Минкомсвязи – Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6

9

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. [Электронный ресурс] : Сайт Минэкономразвития – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/inforientedsoc/doc20080207_01

10

«Информационное общество (2011–2020 годы)». [Электронный ресурс] : Сайт правительства России – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/azI8tHyUZSY.pdf

11

СМЭВ [Электронный ресурс] : Сайт системы межведомственного электронного взаимодействия – Режим доступа: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/232134

12

E-Government Survey 2012 [Электронный ресурс] Public Administration and Development Management Department of Economic and Social – Режим доступа: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2012-Survey/unpan048065.pdf

1 IDA – Interchange of Data between Administrations. Работа реализована в две фазы 1995-1999 (IDA I) и 1999-

2004 (IDA II)

2 IDABC – Interoperable Delivery of European eGovernment Services to public Administrations, Businesses and

Citizens. Проект IDABC является частью инициатив eEurope 2005 и i2010.

3 ISA – Interoperability Solutions for European Public Administrations (http://ec.europa.eu/isa/).

Просмотров работы: 267