МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Петрище В.И. 1, Юртаева Е.В. 1
1ФГБОУ ВО ОГИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе образования можно заметить не то чтобы недостаточное использование возможностей современных информационных технологий, а скорее их использование для решения не самых важных задач. Нередко подход к информатизации образования отличается формализмом. Часто превалирует желание отрапортовать о том, что вуз использует современные технологии, отработать выделенный грант и т. п. Не все усилия в области информатизации не значительны, но таковые, несомненно, присутствуют.

Технологические решения построения открытой научно-образовательной среды современного вуза представлены на современном рынке информационных технологий и очень разнообразны, но им не хватает интегрированности и наполнения актуальным контентом.

Основой интегрированной системы является база данных с исходными материалами, которыми являются текстовые документы: статьи, книги, лекции, сборники задач. Кроме того, желательно наличие презентаций, видео- и аудиоконтента. Формат исходных материалов может быть любым. На выходе эти материалы должны иметь модульный формат, что позволит сопрягать их между собой и создать развитую систему метаданных.

Именно метаданные наиболее важны для автоматизации работы с источниками. Например, существует сайт с огромным количеством задач по различным темам курса математики. Но пользование данным ресурсом не столь удобно и эффективно, как могло бы быть, поскольку задачи подразделяются только по теме и уровню сложности. Для эффективной автоматизации желательно иметь сведения не только о теме данной задачи, но и о темах, изучение которых необходимо для ее решения, оценку трудоёмкости ее решения (для составления сбалансированных контрольных работ и планирования семинаров, например), специальности для которых материал задачи наиболее актуален (например, инженерные или экономические).

Важно то, что для работы с базой данных должны применяться приложения, существенно автоматизирующие работу пользователя. Например, такие приложения могут позволить преподавателю сформировать курс «с нуля» по заданным параметрам. Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Преподаватель собирается вести курс по эконометрике для MBA. Он вызывает в системе меню создании курса, где выбирает дисциплину, ступень образования, число ауди торных часов, наиболее важные с его точки зрения темы, число контрольных и практических заданий, устанавливает уровень математической подготовки обучаемых, соотношение теоретического материала и практических кейсов. После этого у него есть возможность получить готовый учебно-методический комплекс, включающий программу дисциплины, комплект лекций с презентациями, комплект раздаточных материалов для практических заданий срешениями, варианты контрольных работ с решениями, возможно, и набор интерактивных приложений для занятий в компьютерных классах и т. п. Естественно, должна быть возможность корректировки получившегося курса в удобной пользователю форме. Следует отметить, что при наличии достаточного массива исходных материалов такая автоматизация технически легко осуществима.

Может показаться, что предложенный подход убивает творческое начало в преподавании. Но это не так. Освободившись от необходимости повторять работу, уже проделанную другими, преподаватель может сконцентрироваться на разработке собственных заданий, которые в свою очередь должны впоследствии войти в число источников системы. У него есть время совершенствовать программу и структуру изложения курса, знакомиться с последними научными достижениями. Открытый доступ к заданиям и решениям позволит также значительно снизить число ошибок в заданиях и решениях за счет их многократного использования и перепроверки.

С технологической точки зрения публикация статей в бумажных научных изданиях (последующие пункты относятся также и к учебникам) не выдерживает конкуренции с электронной публикацией по целому ряду критериев:

1) доступность — на поиск бумажной версии журнала требуется гораздо больше времени;

2) актуальность — срок от получения редакцией журнала материала до его публикации может быть весьма значительным. В этом смысле показателен опыт некоторых издательств, которые осуществляют публикацию статей в электронном формате еще до выхода печатной версии;

3) качество рецензирования — существуют журналы, которые являются рецензируемыми только номинально, они нередко больше ориентированы на продажу услуг публикации. Открытая электронная публикация с возможностями комментирования читателями (которыми в системе прежде всего являются эксперты) позволит более точно оценить качество научной работы;

4) возможности плагиата. Если все научные работы в обязательном порядке вводятся в единую систему, то борьба с плагиатом в виде копирования текста становится элементарной технической задачей. Борьба с плагиатом идей не так легко осуществима, но большая доступность для публики электронных изданий также способствует его сокращению.

Кроме того, единая база позволяет автоматизировать процесс расчета индексов цитируемости и других показателей качества научно-педагогической работы.

Библиографический список:

1. Амеличкин А.В., Митин Д.В. Государственная культурная политика как фактор инновационного развития страны// Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. Курск, 2017. С. 11-14.

2. Кулькова В.Ю. Трансформация устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций в российской федерации. Казань, 2016. 82 с.

3. Лукьянова В.В., Рудакова О.В. Социальная эффективность государственного и муниципального управления //Основы экономики, управления и права. 2013. № 6 (12). С. 23-28.

4. Михайлина А.В. К вопросу о влиянии организационной культуры вуза на эффективность его деятельности // Образование и общество. 2017. Т. 1. № 102. С. 16-19.

5. Петрище В.И. Профильная оценка развития региона в контексте устойчивого развития // Регион: системы, экономика, управление. №2, 2011. С.45-48

6. Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №5. С. 361-364.

Просмотров работы: 109