В начальной школе необходимо продолжать совершенствование у ребенка процесса чувственного познания мира. Курс «Окружающий мир» подразумевает систематизированное и научное познание обучающимися окружающего мира природы. Это требует от школьника осуществление перцептивной работы на наиболее значительном уровне (целенаправленное восприятие, независимое обнаружение и распознание природного объекта, потребность глубокого, многостороннего анализа объекта природы и его свойств, качеств, умение акцентировать существенное, определять взаимосвязи среди воспринимаемых объектов либо его элементами и т. д.).
В начале школьного обучения учащиеся не способны к тщательному детальному восприятию предметов. Со временем школьники должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть и видеть, слушать и слышать, выделять основные, значительные признаки предметов, видеть в предмете немало разных деталей.
Согласно современному психологу Дж. Гибсону, восприятие – это интенсивный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается [1].
Восприятие младшего школьника определяется прежде всего отличительными чертами самого предмета, по этой причине дети воспринимают не самое основное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне иных предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия зачастую ограничивается только лишь узнаванием и дальнейшим называнием предмета, а к тщательному и продолжительному рассматриванию, наблюдению первоклассники зачастую не способны.
Восприятие в 1-2 классах отличается слабой дифференцированностью: часто ребята путают похожие и близкие, однако никак не идентичные объекты и их свойства (6 и 9, З и 3, «зеркальность»), а из числа частотных ошибок отмечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее – итог нечеткого восприятия текста на слух. Однако к 3 классу дети обучаются «технике» восприятия: сопоставлению схожих предметов, выделению основного, значимого. Восприятие преобразуется в направленный, контролируемый процесс, становится расчлененным.
Говоря об отдельных видах восприятия, необходимо выделить, что в младшем школьном возрасте возрастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Таким образом, обнаружено, что к форме и расцветке дети подходят как к отдельным признакам предмета и ни в коем случае их никак не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, в иных - цвет.
Как отмечает в собственных работах В. А. Ясвин, важнейшая цель экологического образования – формирование у школьников субъектно-этического типа субъектного взаимоотношения к миру природы [4]. Основным педагогическим ориентиром служат следующие положения, характеризующие вид модальности данного взаимоотношения:
а) риродные объекты могут быть причислены личностью к области равного ей в своей самоценности, что обуславливает характер взаимодействия с ними на базе воздействия моральных норм, правил и т.д.
б) природные объекты могу выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих её убеждения, оценки, отношение к себе, предметам, природе и другим людям;
в) природные объекты могут выступать для личности в качестве партнеров по общению и коллективной деятельности.
Наряду с коррекцией модальности взаимоотношения следует уделять внимание и рассмотрению характеристик количественных параметров формирования индивидуального взаимоотношения к миру природы.
Убеждения человека формируются с детства. Одна из основных нравственных задач, стоящих перед педагогами — сформировать любовь к отчизне, следовательно, и бережное отношение к родной природе. Достигнуть этого можно в том случае, если познакомить детей с ее тайнами, демонстрировать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.
Ребенок обязан получить начальные знания о природе, отображающие действительность, которые затем лягут в основу развития у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и взаимосвязь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Способность «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сопоставляя, сравнивая, ребенок в то же время формирует собственное мышление и речь. «Если хотите обучить детей логически мыслить – ведите его в природу»,- рекомендовал знаменитый российский педагог К. Д Ушинский [3]. Взаимодействие с природой развивает у детей чувство прекрасного. Восприятие природы может помочь сформировать подобные качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не станет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Общение ребенка с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных взглядов, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе дальнейшего формирования у ребенка компонентов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы дает возможность педагогу осуществить интересную и полезную деятельность ребенка. В ходе исследований, игр и работы в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Чувство красоты природы, в окружающих людей, предметов формирует в ребенке особые эмоционально-психические состояния, вызывает прямой интерес к жизни, обостряет любопытство, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные чувственные переживания надолго сохраняются в памяти, зачастую преобразуются в мотивы и стимулы действия, упрощают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко достаточно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения детей к миру – один из основных путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния детей являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, представлений, взглядов и воли» [2].
Формирование нравственного отношения к природе в младшем школьном возрасте является значимым этапом развития личности, формирования отношения к природе и окружению. Здесь закладываются способности к сочувствию и участию и формируются способы взаимодействия с объектами живой и неживой природы.
Таким образом, младший школьный возраст – это особенный возраст для экологического воспитания, где основную роль играет учитель. Пользуясь этим, опытные педагоги способны не только лишь создать прочный фундамент ценностного отношения к природе, но и посредством формирования в школьниках экологического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие нравственных качеств будущей личности.
Список используемой литературы
1. Гибсон, Дж. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Дж. Гибсон. – М. : Прогресс, 1988. – 117 c.
2. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебн. пособ / Н. И. Киященко. – Мосва : Инфра - М, 1999. – 183 c.
3. Ушинский К. Д Человеккакпредметвоспитания. Т. 1 / [Соч.] К.Д. Ушинского. - Изд. 11-е, печ. без перемен со 2-го изд., испр. авт. - СПб. : тип. М. Меркушева, 1907. - [1], VII, XLI, 499 с
4. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: [Учеб. пособие для вузов] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин Ростов н/Д Феникс : АО "Книга" 1996 476 с.