МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ

Зубанов И.В. 1
1Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ЗДОРОВЬЕ – это ТРУД.

Труд – это ТЕРПЕНИЕ. Терпение – это СТРАДАНИЕ.

Страдание – это ОЧИЩЕНИЕ. Очищение – это ЗДОРОВЬЕ.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «состояние полного, физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». По определению академика В.П. Казначеева [5], здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности творческой жизни.

Учитывая, что здоровье человека – динамически изменяющееся естественное явление, многие авторы рассматривают его отдельные биологические, психологические и социальныеаспекты [3,10]. Биологический уровень анализа понятия «здоровье» характерен для медицины, генетики, психофизиологии, которые изучают здоровье личности или группы людей, выделенных по признаку пола, возраста, состояния болезни, инвалидности, образа жизни, физического развития [4].

Современное понимание состояния здоровья в основном связано с понятием «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и выражает определённость деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья [3,12]. В популярной научно-исследовательской литературе по этому вопросу можно найти большое количество публикаций, рекомендаций, методик и средств (упражнений, видов спорта) для различных контингентов занимающихся оздоровительной физической культурой [6, 7, 8, 11]. Формирование ЗОЖ становится доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья, которое на 50 % зависит от образа жизни людей [9].

К сожалению, действительность жизни такова, что почти все понимают полезность ЗОЖ но, по образному определению доктора С.М. Бубновского, который часто напоминает, что среднестатистический человек (относительно здоровья) не только ленив, труслив и слаб, но и считает себя «белым и пушистым», то есть у него завышена самооценка возможностей собственной личности, и любые неполадки в организме он считает случайными, с которыми можно легко справиться при помощи таблеток [2, 3].

Одной из главных составляющих ЗОЖ является двигательная активность, оптимизация которой,одна из наиболее сложных проблем в физической культуре. Это обусловлено тем, что двигательная активность – один из наиболее важных факторов в улучшении функционального состояния организма [1].Поддержание двигательной активности напрямую связано с мышечной системой, являющейся связывающей нервную систему с другими жизненно важными системами и функциями организма. Мышечная ткань – единственная в организме человека ткань, которая управляется мозгом в рабочем (неавтоматическом) режиме [2, 3].

Общеизвестно, что основной задачей физической культуры является оптимизация двигательной активности, составной частью которой является оздоровительное плавание, имеющее ряд задач и преимуществ, по сравнению с другими видами оздоровления.

Основные задачи, решаемые на занятиях оздоровительным плаванием: достижение и в дальнейшем поддержание желаемого уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных с возрастом и вредными воздействиями окружающей среды, обучение плаванию, развитие физических качеств, с включением в работу большого количества мышц[9, 12].

Основными преимуществамиоздоровительного плавания, по мнению многих авторов [6, 8, 9, 12],можно считать:

- занятия оздоровительным плаванием характеризуются невысоким уровнем состязательности, отсутствием ярко выраженной конкуренции между занимающимися, направленностью на оздоровление, самосовершенствованием личности, постепенностью и последовательностью увеличения нагрузки;

- систематические занятия плаванием развивают и закаливают организм, усиливая деятельность кардио-респираторной системы, активизируют обменные процессы, совершенствуют системы терморегуляции и др.;

-состояние гидростатической невесомости и горизонтальное положение тела создаёт условия для более эффективногоукрепления опорно-двигательного аппарата за счёт отсутствия ударных нагрузок, особенно при наличии остеоходроза, излишнего веса, травм связок и мышц[3, 9];

- оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека, которое связано с физическими, термическими и механическими свойствами водной среды;

- повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия;

- тактильные и температурные рецепторы кожи подвергаются интенсивному раздражению, что формирует комплексное восприятие (чувство) воды;

- требуется перестройка системы управления дыханием (синхронно с гребковыми движениями), а дополнительное сопротивление воды повышает нагрузку на систему внешнего дыхания и работающие мышцы.

Таким образом, занятия оздоровительным плаваниемпрактически не имеют противопоказаний иявляются уникальным средством оздоровления, коррекции и тренировки вегетативных систем организма человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологические аспекты его формирования [Текст] / Р.И. Айзман. – Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1966. – 28 с.

  2. Бубновский С. М. Здоровые сосуды, или зачем человеку мышци? / Сергей Бубновский. – М. : Эскмо, 2015. -192 с. илл. – (PROздоровье).

  3. Бубновский С. М. Оздоровление позвоночника, суставов и всего организма: методики С. М. Бубновского (Библиотека ЗОЖ) – М. :ООО Редакция вестника «Здоровый образ жизни», 2016. – 192 с., илл.

  4. Здоровьесберегающая инфрастуктура в системе образования [Текст] : учебное пособие / [Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова и др., отв. Ред. :Э. М. Казин, Н. Э. Касткина]. – М. : Изд-во «Омега-Л», 2014. – 575 с. : илл. табл.

  5. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казнвчеев. – Новосибирск, 1980. – 190 с.

  6. Курко Я. В. Показатели здоровья студентов, занимающихся оздоровительным плаванием / Я. В. Курко, О. Я. Федчишин // Ж: Физическое воспитание студентов – Изд-во: Харьковское отделение Национального олимпийского комитета Украины, 2012. – С. 59-62.

  7. Переверзева И. В. Оздоровительное плавание в вузе / И. В. Переверзева, А. И. Ушникова, О. В. Арбузова // Учебно-методическое пособие.– Ульяновск, - 2015. – 152 с.

  8. Муратова Н. Н. Оздоровительное и лечебное плавание / Н. Н. Муратова. – Ж: Вестник науки и образования. Том 2. № 7 (31). –Изд-во: Олимп. Иваново, 2017. – С. 54-58.

  9. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, и др.]; под ред. Н. Ж. Булгаковой, - М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 432 с.

  10. Сергиенко Е. А. Фундаментальные исследования по психологии развития и их значение для здоровья и образования детей / Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина // Психол. журнал. 2007. - № 4. – С. 114-126.

  11. Соколова В. С. Динамика функциональных показателей при занятиях оздоровительным плаванием у детей с алиментарным ожирением / В. С. Соколова, Н. Е. Сахарова // Ж: Спортивная медицина: наука и практика. - № 4. – Изд-во: Издательский дом «Русский врач». – М. – 2014. С. 44-47.

  12. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Плавание: учебник для студ. учреждений высш. образования / [А. А. Литвинов, А. В. Козлов, и др.]; под ред. А. А. Литвинова. – 3-е изд., стер. – М. : Изд. центр «Академия», 2014. – 272 с.

Просмотров работы: 200