МОТИВАЦИЯ КАК ВНУТРЕННИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОТИВАЦИЯ КАК ВНУТРЕННИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трибушинина Ю.О. 1, Кобозева И.С. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Потребностьвобъективнойоценкерезультатовдеятельностичеловекавсегдабылаиостаетсяоднойизсамыхзначимыхвлюбойсферечеловеческойдеятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Отечественная педагогика располагает обширным научно-практическим материалом о средствах, формах и методах приобщения детей к музыкальному искусству и творческой художественной деятельности.В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации творческой музыкальной деятельности учащихся.

Важной задачей педагога является правильный выбор методов организации творческой музыкальной деятельностиучащихся. При этом важно понимать, что методы организации творческой музыкальной деятельностиоказывают разное воздействие как на ее результативность,так и на ученика. В целом результативность творческой музыкальной деятельности учащихся можнопредставить как сочетание двухважнейших компонентов – мотивации ученика к творческой музыкальной деятельности идостижению результатов ее организации и его музыкально-деятельностных навыков и умений, то есть, способности учащегося реализоватьсяв творческой музыкальной деятельности. И чем выше в иерархии организациитворческой музыкальной деятельности стоит ученик, тем сильнее на результативностьтворческой музыкальной деятельности влияют мотивацияученика и профессиональные, методические навыки педагога.

Известно, что в современном музыкально-образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение учащихся, передача им предметных знаний, умений и навыков, объем которых постоянно и неуклонно растет, а личность обучающегося как активного участника процесса, имеющего соответствующую структуру мотивационной сферы. В работах Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, Ю. В. Шарова, Ю. К. Бабанского и других мотивация обосновывается как категория дидактики, обладающая обобщающими свойствами. Многие дидактические категории (цель, содержание, методы, формы, средства) неразрывно связаны с мотивацией. По мнению ученых через мотивацию представляется возможным наиболее эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности в музыкально-образовательном процессе, в частности вовлеченность в творческую музыкальнуюдеятельность, инициативность, активность, удовлетворенность происходящим, понимание того, что знания о музыке и творческая музыкальная деятельность личностно значимы для него.

Особенности мотивов как источников активности поведения человека рассмотрены в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, В.К. Вилюнаса, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Г.И. Щукиной, П. М. Якобсона. В работах ученых исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности учащихся, представлены характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (В.С. Ильин), социальных и познавательных мотивов (А. К. Маркова), коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина, Н. Ц. Бадмаева). Особенности проявления отдельных мотивов внутри мотивационных комплексов рассмотрены А. Н. Леонтьевым, А.К. Марковой. С точки зрения исследователей, мотивы - внешние и внутренние побудители деятельности, вызывающие и направляющие активность человека, придающие ей личностно значимый смысл [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Исследования ученых позволяют сделать вывод о том, что мотивация представляет собой сложный процесс побуждения человека копределенному поведению и деятельности под воздействием внутриличностных ивнешних факторов. Понятие «мотивация» активно используется для объяснения причин и механизма поведения человека и определяется как совокупность мотивов, всех факторов (как личностных, так и ситуативных), побуждающих человека к активной деятельности и обеспечивающих тем самым успех в этой деятельности. Мотивация – результат многоступенчатого взаимодействиявнутреннего мира человека – прежде всего его потребностей и стимулов, способныхудовлетворить эти потребности, а также ситуации, в которой осуществляется восприятиестимула и появляется активность, направленная на его получение. Таким образом, мотивация представляет собой сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости[11, 12].

Вид мотивации определяется сферой деятельности личности. Под мотивациейтворческой музыкальной деятельности учащихся нами понимается направленность активности личности на ценности осваиваемой творческой музыкальной деятельности, побуждающие ставить перед собой определенные цели в творческой музыкальной деятельности и совершать действия по их достижению.

Так, учебная мотивация обеспечивает познавательную активность ученика в образовательном процессе и зависит от действующих мотивов учения. Под учебной мотивацией понимается система целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями, способами познания, обеспечивающих сознательное отношение к учению, активность в учебной деятельности, зависящих как от внешних (условий организации процесса обучения), так и внутренних условий (индивидуальных особенностей ученика) (А. К. Маркова, Т. А. Матис).

По мнению И. А. Зимней, мотивация это стержень личности, «к которому стягиваются такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» [4, 186].

Сказанное показывает, что в основе мотивации творческой музыкальной деятельности учащихся лежат как внутренние побуждения личности (потребности, интересы, ценности), так и внешние условия, порожденные всей системой организации творческой музыкальной деятельности. В тоже время сам по себе музыкально-образовательный процесс в общеобразовательной школе или в учреждении дополнительного образования, требования, которые предъявляют к учащемуся, и деятельность, и педагог-музыкант – все это является предпосылками для возникновения положительной мотивации. Сам факт участия учащихся в творческой музыкальной деятельности не всегда и не всех приводит к необходимой мотивации.

Творческая музыкальная деятельность человека, как правило, является полимотивированной, иными словами, к творческой музыкальной деятельности человека побуждают одновременно несколько мотивов, которые находятся в иерархических отношениях в соответствии с частотой актуализации и силой побудительного воздействия на субъект. Анализ психолого-педагогической литературы приводит к мысли, что в качестве необходимого условия перехода внешних побудителей во внутренние мотивы является рефлексия. В данном контексте рефлексия нами понимается как процесс осознания собственного продвижения в приобретении необходимых музыкальных знаний и умений, процесс регуляции собственного поведения, как умение анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные музыкально-творческие действия.

Для усиления мотивации и формирования желаемого успешного поведения необходим тесный человеческий контакт, обратная связь в режиме реальноговремени, и диалог как средство общения (между педагогом-музыкантом и учащимися) имотивации, что было отмечено в свое время Сократом, писавшим, что мышление есть «диалог, который душа ведет сама с собой».

Важно понимать, что в современных условиях, в многообразной внешней музыкальной среде, только эффективная совместная работа всех участников музыкально-образовательного процесса гарантирует достижение успешного результата.

Список использованных источников

  1. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. –СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

  2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственныхспособностей: монография / Н.Ц. Бадмаева. Улан-Удэ, 2004. – 186 с.

  3. БожовичЛ.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 208 с.

  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос»,2004 – 384 с.

  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.

  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Пособие для учителей, психологов. / А. Н. Леонтьев. – М., 2005. – 102 с.

  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А. К. Маркова. – М.: 2005.– 126 с

  8. Маркова А.К., Матис Т. А. Формирование мотивации обучения / А. К. Маркова, Т. А. Матис – М.: 2008. – 142 с.

  9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

  10. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие для студентов вузов / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 312 с.

  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е издание. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 688 С.

  12. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. / П. М. Якобсоне. –М., 2009. – 124 с.

Просмотров работы: 87