ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Клокова Л.И. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Носова Г.И
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема подготовки детей к обучению в школе не теряет своей актуальности, что определяется характером инновационных процессов в сфере образования на современном этапе. Одним из самых сложных и трудных навыков для первоклассников является овладение техникой письма. Неподготовленность руки к письму будет затруднять процесс адаптации, способствовать проявлению различных тревожных состояний и может даже привести к возникновению у детей негативного отношения к учебе. Именно поэтому эта работа должна начинаться своевременно и осуществляться в комплексной системе подготовки к обучению.

В современной школе предъявляются высокие требования к детям, поступающим в первый класс. Негативной тенденцией, наблюдающейся в последнее время, является то, что у многих современных детей отмечается значительное отставание в развитии двигательной сферы общей и мелкой моторики. С началом систематического обучения в школе нагрузка на детей увеличивается многократно: помимо усвоения новой информации ребенку необходимо учиться удерживать ручку и карандаш, запоминать и воспроизводить графические образы букв. Педагоги отмечают, что зачастую многие первоклассники не укладываются в общий темп работы, у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Это связано с тем, что у детей слабо развиты мышцы пальцев рук, страдает зрительно-моторная координация, восприятие и зрительная память. Различные аспекты проблемы подготовки руки к письму рассматривали в своих трудах педагоги, психологи, физиологи: Н.Г. Агаркова, П.К. Анохин, М.М. Безруких, Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Сальникова, Л.В. Фомина, Д.Б. Эльконин и мн.др.[3,5].

Письмо является сложным навыком, который включает в себя тонкую координированную работу тонкой мускулатуры кисти и всей руки, хорошо развитое зрительно-пространственное восприятие и произвольное внимание. Подготовка руки к письму предполагает развитие графо-моторных навыков – «определенных привычных положений и движений пишущей руки, позволяющих изображать письменно звуки и их соединения». Этот процесс является очень сложным: в координированную деятельность вовлекаются вся кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела. Функциональной базой графо-моторных навыков являются: серийная организация движений, зрительная память, зрительно-пространственная координация, мелкая моторика, когнитивные предпосылки. Кроме того, в исследованиях глубоко рассматривается взаимосвязь моторного и речевого развития ребенка. Подчеркивается, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет также хорошо запоминать, логически рассуждать, связно рассказывать. По мнению М.М. Кольцовой, «уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук[2]. Автор считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат». Следует также подчеркнуть, что письмо не только двигательное, но и в большей степени интеллектуальное умение. По словам В.А. Сухомлинского «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»[6].

Совершенно очевидно, что при хорошо сформированном графо-моторном навыке письмо станет четким, красивым, разборчивым, быстрым. Поэтому крайне необходимо развивать механизмы для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Задача родителей и воспитателей подготовить базу, основу в развитии ребёнка, которая поможет ему научиться писать. Особое внимание этому следует уделить в старшем дошкольном возрасте.

К психолого-педагогическим условиям подготовки руки к письму мы относим следующие: построение образовательной работы на основе диагностики индивидуальных особенностей ребенка и использование в образовательной работе с дошкольниками комплекса упражнений на развитие графо-моторных навыков в различных видах деятельности.

Существует значительное количество диагностического инструментария, позволяющего оценить готовность руки к письму. Обоснованным будет выбор комплекса методов, поскольку письмо, как сказано выше, является сложным интегрированным навыком. Только всестороннее изучение способностей ребенка позволит правильно оценить умения ребенка, выявить недостатки и начать работу по их устранению.

Так, очень важно оценить уровень сформированности двигательной функции рук, т.е. статическую и динамическую организацию движений. Для этого широко используются тестовые пробы Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича. С помощью простых игровых упражнений «Коза», «Колечко», «Зайчик». «Пальчики здороваются» и др. можно наглядно охарактеризовать движения тонкой моторики по следующим параметрам: ловкость, координация движений, качество выполнения и степень точности движений, отсутствие сопутствующих движений пальцев рук.

Для оценки оптико-пространственных представлений можно использовать методику И.Н. Садовниковой. Она позволяет увидеть, насколько ребенок ориентируется в схеме собственного тела, в окружающем пространстве, на листе бумаги, а главное понимает и выражает в речи пространственные характеристики.

Непосредственно практические умения детей можно оценить с помощью методики Н.И. Гуткиной «Домик». Срисовывая образец домика, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв, ребенок продемонстрирует способность ориентироваться на образец, точно его копировать. Здесь ему потребуются и произвольное внимание, пространственное восприятие и зрительно-моторная координация.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму должна опираться на основополагающие принципы: комплексности, системности, поэтапности, учета возрастных закономерностей развития двигательных функций руки.

Предполагается использование различных методов и приемов работы в общей системе образовательной работы с детьми. В комплексно-тематическое планирование на основе интеграции образовательных областей необходимо включать игры, задания, упражнения и т.д. по подготовке руки к письму.

Мы предлагаем два взаимосвязанных направления работы:

  • формирование функциональных предпосылок для развития движений рук и подготовке к письму;

  • непосредственно развитие мелкой моторики рук, графо-моторных навыков.

К функциональным предпосылкам для развития движений рук и подготовки руки к письму следует отнести: развитие общей моторики, пространственных представлений и темпо-ритмической организации движений.

Включение данного направления обусловлено важнейшей закономерностью формирования двигательных навыков: по мере общего моторного развития происходит дальнейшее созревание и дифференцировка тонких движений. Развитие пространственных представлений тесно связано с развитием общих движений, а работа над темпо-ритмической организацией обеспечивает развитие двигательной сферы, оказывает положительное влияние на совершенствование слухо-двигательной и зрительно-моторной координации движений.

Комплексы заданий и упражнений по развитию функциональных предпосылок органично вписываются в различные виды деятельности и могут использоваться в ходе разных режимных моментов. Например, во время проведения утренней зарядки можно использовать упражнения, регулирующие мышечный тонус: «Кулачки», «Олени», «Ноги загорают», «Сосулька», «Тряпичные куклы», «Оловянные солдатики» и др. Большие возможности имеет разнообразная игровая деятельность, воспитателем в течение дня могут проводиться подвижные и дидактические игры на прогулке, на занятиях и т.д. Это игры на координацию темпа и ритма движений, слова и движения: «Аты-баты», «Меж еловых мягких лап», «Кто шагает дружно в ряд» и др.; игры на ориентировку в пространстве «Расскажи, что где находится», «Пройди путь», «Кто направо, кто налево» и многие другие. Во время продуктивных видов деятельности детей, таких как рисование, аппликация, конструирование, можно отрабатывать пространственное расположение на листе бумаги, относительно объектов.

Основное направление работы – развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков. Арсенал заданий и упражнений по этому разделу очень велик. Так для развития кинестетических и тактильных ощущений кистей и пальцев рук можно использовать шнурование, нанизывание колец на тесьму, бисера, бус на нитку, сортировка мелких предметов, вкладыши, перебор крупы, работу с пластилином, бумагой, природным материалом и т.д. Для развития двигательных навыков пальцев и кистей рук разучивать пальчиковые игры и упражнения. Для развития графо-моторных навыков подходят задания на дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения с отсутствие некоторых деталей), воспроизведение фигур и сочетаний фигур по памяти, письмо букв и слов по шаблонам, раскрашивание контурных изображений, обводка, штриховка, а также графические диктанты[1,7].

Важным является систематичность и последовательность в работе. Хорошо подобрать тематические комплексы и применять в образовательной работе в соответствии с темой недели.

Подводя итог, можно сделать вывод, что только целенаправленная работа позволит достичь положительных результатов. Применение разнообразных комплексов заданий, игр, упражнений будет способствовать тому, что кисти рук дошкольников приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, появится четкая зрительно-моторная координация, чувство пространства, повысится работоспособность. Все это в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма и успешно учиться в школе.

Список использованных источников:

  1. Илюхина, В.А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво / В.А. Илюхина, И.В. Илюхина. – М.: Дрофа, Астель, 2017. – 96 с.

  2. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22.

  3. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. / А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. – 346 с.

  4. Новоторцева, Н.В. Обучение письму в детском саду. / Н.В. Новоторцева. – М.: Академия развития, 2012. – 160 с.

  5. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 2002. – 287 с.

  6. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – Москва: Педагогика, 1979. – 560 с.

  7. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику и речь. / Ткаченко Т.А. – М.: Эксмо, 2017. – 112 с.

Просмотров работы: 416