В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность учителя». Одни - называя данную компетентность «информационной культурой педагога», считают ее одной из составляющих общей культуры. Другие понимают под ИКТ - совокупность ЗУН, формируемых в процессе обучения и самообучения информационным технологиям, и способность к выполнению педагогической деятельности.
При формировании ИКТ-компетентности специалиста социально-гуманитарного направления можно выделить три аспекта: базовая ИКТ-компетентность, предметно-ориентированная и профессиональная.
Базовая ИКТ– компетентность- определенные знания, умения и опыт, необходимый специалисту для решения образовательных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникационных технологий.
Профессиональная ИКТ- компетентность - профессиональное владение информационными системами прикладного профессионального характера и развитие креативных способностей, позволяющих создавать новые интеллектуальные продукты.
Анализ нормативных документов, реальной образовательной практики в педагогических вузах показал, что существующая профессиональная подготовка будущего учителя права не соответствуют современным требованиям и не может обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Она пока ориентирована на формирование уровня тривиальной компьютерной грамотности и готовности будущего педагога к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности. [7, с.35]
Между тем от информационно-компьютерной компетентности специалистов в области образования во многом зависит успех информатизации и компьютеризации учебного процесса. Учителей, способных качественно обучать детей основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, и формировать их информационно-компьютерную культуру, необходимо специально готовить.
ИКТ в педагогическом вузе имеют свою специфику, т.к выступают не только в качестве объекта изучения, но и как инструмент предметной и педагогической деятельности, и как средство учебно-методического обеспечения учебного процесса в школе. [5, с. 30]В процессе изучения правовых курсов формирование профессиональной компетентности в области ИКТ у будущего учителя права, возможно, осуществлять: на основе последовательного превращения учебной деятельности студента в квазипрофессиональную деятельность. С этой целью компьютер необходимо использовать в качестве инструмента этой деятельности.
Формирование ИКТ-компетентности специалиста социально-гуманитарного направления можно представить в виде трех этапов: базовый – средняя школа, формируются навыки применения информатики и ИКТ в деятельности школьника и решении несложных бытовых и учебных задач; общий – 1–2-й курсы вуза, формируются навыки использования ИКТ для решения прикладных студенческих задач и подготовки к профессиональной деятельности; профессиональный – 3–5-й курсы вуза, формируются навыки решения профессиональных задач с использованием ИКТ в рамках будущей профессиональной деятельности.
Полностью задача подготовки будущего учителя-права к применению в школьном курсе права и обществознания информационных технологий может быть решена в ходе изучения курсов: «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «Практикум по электронному и компьютерному офису», «Статистическая обработка результатов педагогических исследований», «Методика обучения праву», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Интерактивные формы обучения».
Таким образом, из вышесказанного можно отметить, что формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда студент – будущий учитель, становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, профессиональных, социальных или глобальных проблем.
Списокиспользованной литературы:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: 2009.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.: 2011.
Горохова Р.И. Проблемы формирование ИКТ компетентности будущего учителя. – МГПИ, 2010.