ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа на данную тему является актуальной, так как за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей в нашей стране снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих

Проблемный вопрос: Какова программа оздоровления детей в детском общеобразовательном учреждении?

Цель работы: Охарактеризовать программу оздоровления детей в детском дошкольном учреждении.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста.

  2. Описать оздоровительные методики, применяемые для детей дошкольного возраста.

  3. Изучить основные закаливающие процедуры, используемые в детском саду.

  4. Рассмотреть программу оздоровления детском саду №14 Московского района города Санкт-Петербурга.

  5. Провести исследования на тему оздоровления детей в данном детском саду.

Предмет исследования: Методы оздоровления, влияющие на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: Дети средней группы детского сада №14 Московского района города Санкт-Петербурга, их родители и работники детского сада.

Методы исследования: наблюдение, изучение медицинской документации, опрос родителей с помощью опросного листа

Основные методы и программа оздоровления, применяемые в ДОУ

Оздоровление ребенка, посещающего детский сад, зависит от многих факторов, которые должны учитываться при составлении программы оздоровления, среди которых:

1) Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья детей – то есть создание комфортной окружающей среды, которая соответствует санитарно-гигиеническим условиям. Большую роль играет богатая и разнообразная предметная среда.

2) Осуществление оздоровительно-профилактической работы с детьми – Это подразумевает проведение профилактических прививок, мониторинг здоровья детей, включение в режим дня закаливающих и оздоровительных мероприятий, полноценное питание, соблюдение температурного режима, обеззараживание и увлажнение воздуха.

3) Физическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей – включает в себя соблюдение оптимального двигательного режима и проведение различных физкультурных мероприятий.

4) Обучение детей навыкам личной гигиены и основам здорового образа жизни – Подразумевает обучение детей уходу за своим телом, формирование у них представления о полезных и вредных привычках, правилах безопасного поведения, методах закаливания и оздоровления.

5)Сотрудничество с родителями в вопросах, касающихся оздоровления воспитанников детского сада – Подразумевает привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, формирование у них заинтересованности к проведению закаливающих и оздоровительных мероприятий, акцентирование их внимания на вопросах оздоровления воспитанников детского сада. Ни одна оздоровительная программа детского сада не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, в которой закрепляются приобретенные навыки по оздоровлению.

В режим дня ребенка обязательно должны быть включены:

1)Методы, направленные на неспецифическую профилактику (закаливающие процедуры). к ним относятся:

-Климатологические процедуры (проветривание, обеззараживание и увлажнение воздуха, контрастные воздушные ванны, прогулки, гелиотерапия, УФО)

-Гидротерапия (обтирание, обливание, гигиенический душ, рижский метод закаливания, плавание в бассейне)

2)Методы, направленные на коррекцию психического здоровья

-Коммуникативные игры, музыкотерапия

3)методы, направленные на развитие физического здоровья:

-Физкультурные занятия (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры)

-Релаксационные упражнения

4)Полноценное питание

Следует помнить, что при проведении оздоровительных мероприятий следует придерживаться ряду правил. Главные из которых:

  • постепенность;

  • систематичность (непрерывность);

  • индивидуальный подход;

  • применение закаливающих процедур на разные участки тела;

  • проведение оздоровительных процедур в состоянии покоя и в сочетании с физическими нагрузками;

  • создание условий для положительного отношения детей к процедурам.

Все оздоровительные процедуры основываются на использовании естественных и преформированных факторов внешней среды, физической культуры, полноценного питания ребенка, работы с родителями и соблюдении санитарно-гигиенических норм. Поэтому оздоровление ребенка проводится совместными усилиями воспитателей, родителей и медицинской сестры.

Важно запомнить, что с позиции физиологии в основе закаливания лежит выработка организмом ответных условно-рефлекторных реакций на воздействие раздражителей (закаливающего фактора). Эта ответная реакция формируется по нейро-рефлекторно-гуморальному пути.

Методы и программа оздоровления в ДОУ №14 Московского района города Санкт-Петербурга

В данной главе описываются Методы и программа оздоровления в детском саду №14 Московского района города Санкт-Петербурга и проведенная в этом детском саду исследовательская работа.

Исследование проводилось следующими методами: наблюдение, изучение медицинской документации, опрос родителей с помощью опросного листа. Для этого была выбрана средняя группа с детьми в возрасте 4-5 лет, в количестве 22-х человек, из них 10 мальчиков и 12 девочек.

Из проведенного исследования установлено, что в исследуемом детском саду созданы необходимые условия для укрепления здоровья детей, их физического и психоэмоционального развития, а также коррекции отклонений. Организация предметно-пространственной среды отвечает эстетическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям детей и обеспечивает эмоциональный комфорт. В каждой возрастной группе проводятся оздоровительные и закаливающие мероприятия, которые сочетаются с организацией двигательной активности

Обращает на себя внимание тот факт, что на информационных стендах для родителей отсутствует информация по оздоровлению детей и формированию у них здорового образа жизни.

1)На основе изучения медицинской документации установлено, что с сентября по февраль дети в данной группе переболели следующими заболеваниями: ОРВИ, трахеофарингит, ангина, отит, ветряная оспа, обструктивный бронхит. Было замечено, что из 22 воспитанников исследуемой группы, 6 человек относится к категории часто болеющих.

2)Дети данной группы чаще всего (в 76% случаев) болеют простудными заболеваниями. Разница между мальчиками и девочками в общем количестве заболеваний незначительна.

3)Почти половина случаев заболеваний ОРВИ (46%) приходится на категорию часто болеющих детей, а их количество в группе составляет 6 человек из 22.

4)Выявлено, что больше половины детей (59%) положительно относится к проведению закаливающих процедур, но в то же время замечено, что 41 % детей без энтузиазма выполняет эти процедуры. Это может быть связано с неправильным поведением педагога по отношению к детям и ошибочным методом, избранным им при общении с ними.

5)Установлено, что больше 50% родителей не подают личного примера своим детям по ведению здорового образа жизни (не проводят дома закаливающие процедуры для себя, не делают утреннюю гимнастику), хотя все они информированы о наличии таких мероприятий.

6)При опросе родителей было выяснено, что из детского сада информацию об оздоровлении ребенка, проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях родители получают в значительно меньшем объеме, чем из других источников (18%).

7)Анализ опроса показал, что не все родители проводят закаливающие и оздоровительные процедуры со своими детьми. То есть для той части детей, с которыми данные процедуры дома не проводятся, нарушается одно из основных правил оздоровления – систематичность воздействия на организм, что делает оздоровление менее эффективным. Замечено, что со всеми детьми, которые являются часто болеющими, родители не проводят дома данные процедуры. Из этого можно сделать вывод, что дети, с которыми систематически проводятся закаливающие и оздоровительные мероприятия менее подвержены простудным заболеваниям, чем дети, с которыми данные мероприятия не проводятся или проводятся нерегулярно.

Заключение: взаключение хочется сказать, что цель дипломной работы достигнута, задачи решены, даны следующие рекомендации:

1)Уделять особое внимание детям, входящим в категорию часто болеющих. Составлять для них отдельную оздоровительную программу с индивидуальным режимом дня, питания, оздоровительными процедурами, при возможности – выделить их в отдельную подгруппу.

2)Обратить внимание на то, что родители получают мало информации по оздоровлению детей из детского сада. Разместить в рекреациях стенды с материалом на тему оздоровления детей и привитию им здорового образа жизни, рассказывать о закаливающих процедурах на родительских собраниях, проводить различные консультации на тему оздоровления детей.

3)В работу психолога включить проведение тренингов для воспитателей и родителей на тему общения с детьми, психоэмоционального настроя, мотивации к ведению здорового образа жизни.

4)Рекомендовать родителям в летнее время активно использовать факторы внешней среды для оздоровления, вывозить детей к морю, в лес, ходить босиком по песку и траве, практиковать сон на свежем воздухе.

Просмотров работы: 153