Личность - это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.
Основы многих качеств, включая способность адекватно оценить свои достижения, свое поведение и т.п., закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников.
Следует отметить, что немаловажную роль при формировании личности школьника играет самооценка. Она является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека и уровень его притязаний [2].
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста[3].
Именно от того насколько качественно протекает процесс обучения, будет зависеть адекватность самооценки ребёнка и его желание учиться.
В младшем школьном возрасте активно формируется не только самооценка, но начинает активно проявляться и интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия, без чего воспитание гуманного отношения к людям невозможно.
Божович Л.И., Богдановой О.С., Матвеевой Л.И., Петровой В.И. обратили внимание на психологические особенности детей данного возраста, которые необходимо учитывать при формировании положительных отношений с окружающими. Так, в младшем школьном возрасте у детей, имеющих адекватную или несколько завышенную самооценку, значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих возрастных ступенях, проявляется потребность в общении со сверстниками.
Процесс собственно-личностного развития детей под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом: в доступных видах деятельности, в основном учебной деятельности, образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности, формирования ее самооценки[2].
Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило для них критерием подлинной оценки самого себя, своего поведения. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой; но такие переживания кратковременны и легко изменяются оценкой со стороны педагога. Мнение педагога является для формирования самооценки младших школьников наиболее существенным, т. к. дети этого возраста, как мы отмечали выше, безоговорочно признают авторитет учителя.
Еще одной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети сохраняют много детских качеств - легкомыслие, наивность, но они уже начинают утрачивать детскую импульсивность в поведении, у них появляется другая логика мышления, на основе сравнения результатов своей учебной деятельности с результатами одноклассников развивается рефлексия личности, а на ее основе личностная самооценка[4].
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с чтением и трудом, что также не может не сказаться на формировании его самооценки. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы самооценивания, рефлексирования, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе[1].
Младшие школьники полностью признают авторитет взрослого человека, соответственно они принимают его оценки. Таким образом, самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый человек дает личностным качествам и успехам ребенка. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки влияет деятельность. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – учебная. Именно от успехов в учебе зависит самооценка ребенка [2].
У учеников с хорошей успеваемостью формируется, в основном, высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых – низкая, заниженная. Однако у отстающих учеников часто возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка, потому что они нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности. У таких учеников развивается неуверенность в себе, робость, тревожность, не могут найти общий язык с одноклассниками, плохо контактируют со взрослыми[5].
У школьников с завышенной самооценкой начинает складываться другая позиция. Их отличает самоуверенность, привычка быть первым.
Чтобы избежать таких формирований самооценки, в первую очередь, надо учить его умению учиться. Надо учить ребенка контролировать свои действия, а так же правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы. Важно, помочь ребенку проявлять себя, осуществлять свои возможности в определенной области. Младшие школьники, особенно с проблемами в учебной деятельности, очень чувствительны к оценкам. Поддержка, похвала особенно важна для них.
Среди детей, приходящих в школу, немалое количество составляют учащиеся, имеющие общее недоразвитие речи, которое как сложная речевая патология в значительной мере препятствует целостному усвоению учебного материала. Поэтому у многих детей отмечается все более выраженное проявление специфических особенностей в познавательной и личностной сферах, которые необходимо учитывать в работе с младшими школьниками на логопедических занятиях[4].
Основная часть логопсихологических исследований, посвященных детям с ОНР, свидетельствуют о том, что патология может способствовать возникновению заниженной самооценки и в случае несвоевременной коррекции, усугублять данную негативную характеристику.
Педагоги отмечают у этих детей недооценку своих реальных возможностей или сосредоточение на действительных слабостях, повышенную самокритичность, застенчивость, боязнь неудачи при ответе, отсутствие инициативности при групповых решениях учебных задач и во внеучебном общении со сверстниками[5].
Говоря о прогностических и ретроспективных самооценочных суждениях младших школьников можно отметить, что самооценки детей с ОНР в гораздо меньшей степени развернуты и более категоричны по сравнению с самооценками сверстников с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР испытывают значительные сложности в аргументации и обосновании своих самооценочных суждений, вычленении своих трудностей и достижений, определении их причины [5].
Кроме того, самооценка младших школьников с ОНР в целом менее дифференцирована, нежели самооценка сверстников с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР более глобально, нерасчленимо оценивают как результаты своей деятельности (реальные и прогнозируемые), так и свое усердие, старание, затрудняются в самооценке по различным критериям, переносят свои отдельные успехи-неуспехи в учебной деятельности на оценку своей личности в целом. Это особенно характерно в случаях устойчивой заниженной самооценки. Поэтому вопрос о её повышении и адекватности является очень своевременным и важным [5].
Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:
влияние родителей, их оценка и личный пример;
средства массовой информации, информационные технологии;
социальное окружение;
образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
воспитание;
особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
направленность личности ребенка и уровень его притязаний[2].
Для детей с ОНР характерно недифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях: они не способны осознавать свои и чужие эмоции, у них не происходит дифференциации сходных эмоций. Детям с ОНР особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. У значительного количества детей с ОНР доминируют отрицательные эмоции, повышена склонность к стрессовым состояниям [3].
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.
Младшие школьники быстрее замечают ошибки и недостатки сверстников, чем собственные. Осознание другого человека дается сравнительно легче, чем себя. Поэтому процесс самоосознания личности несколько отстает от способности осознавать других. На ранних этапах психического развития ребенка такое отставание довольно заметно. Эта закономерность свойственна разным формам проявления самосознания, прежде самокритичности [1].
Важной составляющей самосознания является уровень притязаний. В младшем школьном возрасте он зависит от успеха ребенка в учебной деятельности, а также от положения в системе отношений со сверстниками. Для школьников, которые хорошо учатся, имеют авторитет среди сверстников, характерен высокий и одновременно реалистичный, не завышенный уровень притязаний. Нередки случаи значительных индивидуальных отклонений в самооценке и уровне притязаний младших школьников, случается и существенное различие между самооценкой учащихся разных классов.
Развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе, результатом которого является определенная самооценка, происходит из-за отражения им реальных связей с окружающим миром, которые существуют только благодаря активности личности. При этом важно учесть, что самооценка как структурный компонент образа ребенка, определенная степень его эмоционально-ценностного отношения к себе является постоянно действующим мотивационным фактором в процессе жизнедеятельности личности. Поэтому, направляя активность ученика, предоставляя ей социальную значимость, можно влиять не только на сферу его сознания, а достичь гармонизации развития подрастающей личности в целом.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы. Поэтому для формирования самооценки так важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если уже в первом классе ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, это может негативно сказаться на уровне самооценки ребенка, выразиться в занижении уровня самооценки.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Источники:
Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. 2003. № 10.
Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс - минус. 2001. № 1.
Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4.