СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Павлова К.С. 1
1Российский Государственный Социальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире водный транспорт является самым старым видом транспорта, он оставался одним из важнейших типов транспортных средств вплоть до второй половины XIX века, до появления железных дорог.

Многие народы во всем мире пользовались водным транспортом еще с далеких времен мезолита (около VIII тысячелетия до н.э.), для того чтобы заниматься добычей рыбы, а также для транспортировки людей и переправы грузов.

Водный транспорт делится на два вида: внутренний водный транспорт и морской транспорт. Внутреннему водному транспорту (речному) испокон веков в нашей стране отводилась значительная роль.

Стоит отметить, что в Древней Руси озера и реки являлись основными путями сообщения, реки сами по себе являются древнейшими путями, которые играли колоссальную роль на протяжении всей истории формирования Российского государства [3].

Новая ветвь в развитии морского транспорта связана с появлением теплоходов (вторая половина XIX века), но несмотря на рост перевозок речные пути находились в бедственном состоянии, что в первую очередь объясняется недостаточно организованными и примитивными дноуглубительными работами. На крупнейших реках России – Волге, Днепре, Северной Двине часто повторялись мелководья [3]. В связи с возрастающей необходимостью поддержания рек в пригодном для судоходства состоянии, правительству уже в те времена приходилось бороться с мелководьем.

Если говорить о современном положении дел, то развитие морского транспорта Российской Федерации определяется, в первую очередь, ее географическим положением, уровнем развития производительных сил, характером морей, омывающих территорию страны, а также международным разделением труда. В свою очередь приоритетными регионами для развития речного транспорта являются те, где пересекаются направления основных транспортно-экономических связей и речных путей (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), а также в слабо освоенных регионах, где альтернативные виды транспорта практически полностью отсутствуют (Север и Северо-Восток страны). Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование к которым – судоходность.

Морской транспорт России является инструментом влияния страны на международной арене как в экономическом так и в политическом аспекте, выполняя значительную часть внешнеторговых перевозок. Транзитный потенциал страны обеспечивается речным или внутренним водным транспортом, примером тому служат международные транспортные коридоры, а также транспортное обеспечение труднодоступных районов, например районы Крайнего Севера, для которых завоз грузов играет незаменимую роль в обеспечении жизнедеятельности. Таким образом, с учетом приведенных факторов, необходимо разобраться в основных проблемах, накопившихся в отрасли и найти пути улучшения и повышения качества работы данного вида транспорта.

Многие современные исследователи, интересующиеся проблемами отрасли, в целом сходятся на 4 основных проблемных факторах, которые тормозят работу системы в целом. К списку этих проблем можно отнести комплекс взаимосвязанных факторов, основными из которых являются следующие:

  1. состояние важнейших частей транспортной инфраструктуры отрасли – водных путей и гидротехнических сооружений на них;

  2. степень развития рынков грузовых и пассажирских перевозок;

  3. функционально-возрастная структура и техническое состояние флота как основного средства производства транспортных услуг;

  4. финансово-экономическое положение и структура собственности судоходных компаний и портов.

Если обратиться к статистическим данным Федеральной службы государственной статистики [5], то можно выявить следующие тенденции последних 15 лет развития отрасли:

Рис. 1. Протяженность внутренних водных путей РФ

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики

На рисунке мы можем наблюдать положительную динамику последних лет по увеличению расстояния с гарантированными габаритами пути, однако они едва ли подбираются к отметке в 50%, что говорит о потере возможного потенциала транспортного сообщения в 2 раза.

Рис. 2. Интенсивность пассажирских перевозок по внутренним водным судоходным путям на 1 км протяженности путей

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики

За последние 15 лет мы можем наблюдать резкое сокращение пассажиропотока на водном транспорте практически в 3 раза, что объясняется сразу многими причинами: длительное время в пути, отсутствие комфортабельных условий (по сравнению с другими видами транспорта), более низкий уровень безопасности ввиду устаревшего состояния судов.

Рис. 3. Возрастная структура морского транспорта в РФ, %

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики

Рис. 4. Возрастная структура речных и озерных судов в РФ, %:

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики

Из рисунков 3 и 4 можно заметить, что превалирующей возрастной группой судов в обоих видах транспорта являются те, которые были выпущены более 30 лет, а в случае с речным транспортом даже более 40 лет назад, этот фактор является наиболее демонстративным, чтобы объяснить непопулярность использования данного вида транспорта в сравнении с альтернативными вариантами.

Можно отметить, что в группе до 5 лет также наблюдается рост, однако его темпы в разы меньше, чем у транспортных средств, использование которых превышает 30 летний порог (рис.3).

На рис.5 можно заметить явную тенденцию последних 15 лет к сокращению как пассажирских так и грузовых причалов для внутреннего водного транспорта, причем сокращение пассажирских причалов более ощутимо, в связи с неудобствами и непопулярностью данного вида транспорта. За исследуемые годы, количество грузовых причалов сократилось в 1,3 раза, а пассажирских в 1,9 раз соответственно.1

Рис. 5. Количество грузовых и пассажирских причалов в РФ, шт

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики

Таким образом, на основании проведенных подсчетов и мнении современных исследователей, может быть выделено 5 основных проблемных групп, требующих наискорейшего решения, чтобы РФ была достаточно конкурентоспособна в сравнении с зарубежными участниками рынка в вопросах проведения и обслуживания экспортно-импортных грузопотоков и транзитных операций, осуществляемых по внутренним водным путям, а также была более глубоко вовлечена в процессы межстрановой интеграции:

- нехватка выделяемых финансовых средств на развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, направленных на улучшения условий и качества доставок и перевозок в целом, что повысило бы фактор эффективности внутреннего водного транспорта;

- перенасыщенность отрасли физически и морально изношенными транспортными средствами при явной нехватке современных образцов;

- явное сокращение и без того избыточных речных портов с малой эффективностью и наличием устаревшего оборудования при практически полном отсутствии современных портовых терминалов и комплексов по погрузке и разгрузке;

- предприятия отрасли не являются привлекательными для инвесторов, что осложняет возможность быстрого и кардинального обновления проблемных составляющих;

- слабое взаимодействие с прочими видами транспорта, организация смешанных процессов перевозки на достаточно низком уровне, из-за этого существенная часть грузовой базы не попадает на внутренний водный транспорт. Временная задержка создания логистической цепи, включающей транспортные, перегрузочные, складские и торговые звенья [2].

Список использованных источников:

  1. Галай А.Г. Роль и значение внутреннего водного транспорта России в транспортной логистике // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2015. № 42. С. 232-236.

  2. Доминова Д.Г. Анализ современного состояния морского и внутреннего водного транспорта в России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2014. № 6 (692). С. 77-90.

  3. Дьяченко Е.В. История развития водного транспорта в России // Естественно-гуманитарные исследования. 2015. № 2 (8). С. 18-22.

  4. Пеков М.С., Иваненко М.А. Проблемы развития водного транспорта России // Вестник транспорта. 2013. № 6. С. 10-20.

  5. Федеральная служба государственной статистики: Транспорт и связь в России – 2016 г.

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B16_5563/Main.htm (Дата обращения 16.11.2017)

1 Посчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистикиРежим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B16_5563/Main.htm

Просмотров работы: 2084