НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТАНЦЕ РУМБА У СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТАНЦЕ РУМБА У СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

Нурисламова Р.М. 1
1Башкирский институт физической культуры ( филиал) УралГУФК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Спортивные бальные танцы являются одним из наиболее красивых, зрелищных и технически сложных видов спорта, который совмещает себе парное исполнение танцев и соревновательную деятельность [1]. Множество специалистов в области спортивных танцев признают зависимость результативности выступлений спортсменов - танцоров от оптимального сочетания технической подготовленности и способности к эффективному взаимодействую в паре [4].

Поскольку спортивные бальные танцы - парный вид спорта, то парное взаимодействие - его важная, неотделимая часть, которая играет большую роль в достижении высоких результатов [2]. Спортивные бальные танцы, относятся к особому виду деятельности, характеризующемуся опосредованным противоборством между танцевальными парами и совместно-взаимосвязанным взаимодействием между партнерами внутри пары, целью которого является достижение спортивного мастерства. В свою очередь спортивное мастерство танцевальных пар обусловлено гармоничностью взаимодействия партнеров. Под гармоничным взаимодействием партнеров танцевальной пары понимается эмоционально благоприятный контакт танцоров, который характеризуется согласованием целей, координацией усилий, достижением взаимопонимания и взаимопроникновения, проявляющийся в музыкальности, пластичности движений, дуэтности при создании эмоционально-чувственного смыслового образа танца [3].

Цель исследования.Обосновать содержание модифицированной методики совершенствования парного взаимодействия в танце румба у спортсменов 14-15 лет в спортивных бальных танцах

Методы исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Спортивная школа № 25» по танцевальному спорту, г. Уфы. Для обоснования содержания модифицированной методики совершенствования парного взаимодействия в танце румба у спортсменов 14-15 было проведено анкетирование. С помощью анкетирования были определены наиболее значимые технические действия, необходимые для эффективного выступления партнеров на соревнованиях.

Кроме того, с целью определения основного направления построения процесса совершенствования парного взаимодействия партнеров, было проведено педагогическое наблюдение, которое включало в себя определение наиболее сложных технических действий в танце румба для спортсменов 14-15 лет и определение технических действий для реализации которых, наиболее значимо взаимодействие партнеров. Так же, педагогическое наблюдение проводилось для определения уровня парного взаимодействия партнеров в наиболее значимых технических действиях в танце румба спортсменов 14-15 лет.

Результаты исследования. Для определения наиболее значимой группы технических действий танца румба проводилось анкетирование. В анкетировании приняли участие специалисты в области спортивных бальных танцев - ведущие тренеры первой и высшей квалификационных категорий, общим количеством 9 человек. В анкете им предлагалось отметить, какую группу технических действий в танце румба необходимо совершенствовать спортсменам 14-15 лет. Результат определялся с помощью вычисления процентного соотношения каждого ответа к общему числу.

Эксперты отметили, что наиболее эффективной и значимой группой технических действий для танцоров 14-15 лет являются базовые фигуры (55,6 %). По-видимому, второстепенные двигательные действия не особо значимы (33,3%) , так как это двигательные действия, которые тренеры вставляют в танцевальные схемы для разнообразия основной композиции, танцор начинает разучивать их, непосредственно после того, как это двигательное действие появляется в его схеме танца. К таким двигательным действиям относятся, повороты, прыжки, мелкие синкопированные движения, необычные позиции рук.

Поддержки (11,1%) являются очень сложными техническими действиями, поэтому эту группу двигательных действий, по-видимому, лучше совершенствовать в более взрослых возрастных категориях.

Так же, для обоснования содержания модифицированной методики было проведено педагогическое наблюдение для определения наиболее сложных технических действий в танце румба у спортсменов 14-15 лет в спортивных бальных танцах. В педагогическом наблюдении в качестве экспертов принимали участие шесть тренеров первой и высшей квалификационной категории по спортивным бальным танцам. Оценка сложных технических действий осуществлялась через показатели малых, средних и крупных ошибок каждого технического действия. Всего было просмотрено 10 пар танцоров 14-15 лет, которым давалось две попытки исполнения танца румба. Далее высчитывалось среднее значение каждого показателя за две попытки.

Для определения технических действий, для качественной реализации которых необходимо парное взаимодействие исследовались результаты анкетного опроса девяти экспертов. Методом парных сравнений эксперты выбирали из выявленных в результате анализа специальной литературы по спортивным бальным танцам, технические действия, для реализации которых наиболее значимо парное взаимодействие. Далее высчитывался суммарный бал, при помощи которого определяется ранговое место каждого технического действия, для реализации которого необходимо взаимодействие партнеров в танце румба спортсменов 14-15лет. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, к наиболее сложным техническим действиям в танце румба относятся: бак бейсик, хип твист, веер, алемана, скользящие дверцы, поворот под рукой, хоккейная клюшка. Именно в этих технических действиях наибольшее количество средних и крупных ошибок у танцоров 14-15 лет.

Кроме того, с помощью педагогического наблюдения были определены технические действия, для реализации которых наиболее значимо парное взаимодействие. К таким техническим действиям эксперты отнесли: бэк бейсик, алемана (1-2), хип твист, веер, поворот под рукой (3-5), хоккейная клюшка (6).

Таблица 1

Результат педагогического наблюдения по определению наиболее сложных и значимых технических действий для обеспечения парного взаимодействия спортсменов 14-15 лет

Название технического действия

Количество ошибок

Взаимодействие партнеров

(ранговое место)

Малые

Средние

Крупные

1

Основное движение

6

3

4

7-9

2

Кукарача

3

2

5

10-12

3

Бэк бейсик

5

7

12

1-2

4

Хип твист

3

8

8

3-5

5

Поворот на месте влево/вправо

2

6

4

10-12

6

Веер

7

10

8

3-5

7

Алемана

6

7

9

1-2

8

Скользящие дверцы

6

9

10

10-12

9

Поворот под рукой

5

8

10

3-5

10

Кубинские роки

3

6

2

7-9

11

Хоккейная клюшка

4

7

9

6

12

Фенсинг

5

3

3

7-9

Из этого следует, что к наиболее сложным техническим действиям для реализации которых необходим высокий уровень парного взаимодействия в танце румба относятся: бэк бейсик, хип твист, веер, алемана, поворот под рукой, хоккейная клюшка.

Кроме того, педагогическое наблюдение было проведено для определения уровня парного взаимодействия в наиболее значимых технических действиях в танце румба, к которым относятся: бэк бейсик, хип твист, веер, алемана, поворот под рукой, хоккейная клюшка. Оценка уровня парного взаимодействия партнеров осуществлялось помощью вычисления баллов по правилам СТСР [4]. Максимальное количество баллов, которое могла получить танцевальная пара составляет пять баллов. Оценка проводилась с помощью сбавок от максимального количества баллов. Спортсменам давалась одна попытка исполнения комбинации из основных фигур: бак бейсик, хип твист, веер, алемана, поворот под рукой, хоккейная клюшка. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты по определению уровня парного взаимодействия партнеров в наиболее значимых технических действиях в танце румба

спортсменов 14-15 лет

Техническое действие

Баллы

(M±m)

1

Бак бейсик

2,4±0,02

2

Хип твист

1,1±0,1

3

Веер

0,9±0,1

4

Алемана

1,3±0,07

5

Поворот под рукой

2,2±0,09

6

Хоккейная клюшка

1,4±0,1

Примечание: M – среднее значение,m–ошибка среднего значения.

Таким образом, несмотря на значимость парного взаимодействия в обеспечении эффективного и качественного выполнения техники таких двигательных действий, как: бак бейсик, хип твист, веер, алемана, поворот под рукой, хоккейная клюшка, уровень взаимодействия партнеров в данных технических действиях у танцоров 14-15 лет низкий. Низкий уровень взаимодействия в паре приводит к снижению эффективности реализации техники танца румба, что, в свою очередь, снижает результативность выполнения танцевальной композиции.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости модифицирования процесса совершенствования парного взаимодействия для повышения эффективности технических действий танцоров 14-15 лет. Таким образом, в содержание модифицированной методики целесообразнее включать упражнения для совершенствования так базовых движений как: бак бейсик, хип твист, веер, алемана, поворот под рукой, хоккейная клюшка, высокий уровень которых, по-видимому, обеспечит результат выступлений в танце румба спортсменов 14-15 лет.

Список используемой литературы

1. Антонов Е.И. Латиноамериканские танцы [Текст]: Методические рекомендации. М: «ТАНЦЫ», 2005. 40 с.

2. Веденин В.Р. Учебник по технике бальных танцев [Текст]: учебник. Спб.: Динамит: Золотой Век, 2000. 347 с.

3. Сильде А.И. Методические рекомендации тренерам к практическим занятиям по обучению технике спортивных бальных танцев [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2008. 122 с.

4. Федорченко Б. И. Судейство в танцевальном спорте [Текст]: учеб. пособие. М.: Артис, 2001. 235 с.

Просмотров работы: 235